Вопрос: Об отсутствии оснований для
применения усредненной стоимости по жилым и нежилым строениям, помещениям и
сооружениям, не имеющим инвентаризационной оценки, в качестве налоговой базы по
налогу на имущество физических лиц.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 февраля 2010 г. N Д06-253
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу
применения усредненной стоимости по жилым и нежилым строениям, помещениям и
сооружениям, не имеющим инвентаризационной оценки, в качестве налоговой базы по
налогу на имущество физических лиц и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития
России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию,
в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития
России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с
этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в
обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.
Положениями
Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N
2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255,
определен перечень видов стоимости, соответствующий нормам ст. 3 Федерального
закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации", которым установлено, что субъекты оценочной деятельности
(оценщики) устанавливают в отношении объектов оценки рыночную или иную
стоимость. Понятия инвентаризационной
и восстановительной стоимостей не закреплены законодательством об оценочной
деятельности.
Таким образом, определение
инвентаризационной стоимости не подпадает под действие законодательства об
оценочной деятельности.
Дополнительно сообщаем, что в
соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1
"О налогах на имущество физических лиц" ставки налога устанавливаются
нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления
(законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в
зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 1.2 Порядка оценки строений,
помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности,
утвержденного Приказом Минстроя России от 04.04.1992 N 87 (далее - Порядок),
заказчиками работ по определению инвентаризационной стоимости объектов
обложения налогом выступают органы исполнительной власти
национально-государственных и административно-территориальных образований.
В соответствии с п. 1.3 Порядка
исполнителями работ по определению инвентаризационной стоимости объектов
обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые при
необходимости привлекают на договорной основе страховые, проектные,
строительные и иные организации.
В соответствии с п. 1.4 Порядка
определение инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений
осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных
инвентаризации, проводимой в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. п. 3.2, 3.2.1 Порядка
определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей
налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на
величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки. Определение восстановительной стоимости строений и сооружений
производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с
ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 г. по индексам и коэффициентам,
введенным Постановлением Госстроя СССР от 11.05.1983 N 94 и Письмами Госстроя
СССР от 06.09.1990 N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от
24.09.1990 N 15-148/6 и N 15-149/6 (по отрасли "Жилищное
хозяйство"), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам,
утвержденным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, по мнению
Департамента, применение усредненной стоимости по жилым и нежилым строениям,
помещениям и сооружениям, не имеющим инвентаризационной оценки, в качестве
налоговой базы по налогу на имущество физических лиц не предусмотрено
действующим законодательством.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
01.02.2010