Вопрос: О выкупе земельного участка в
границах зоны округа горно-санитарной охраны курорта г. Геленджика.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 февраля 2010 г. N Д23-334
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросу о выкупе земельного
участка в границах зоны округа горно-санитарной охраны курорта г. Геленджика и
в пределах своей компетенции сообщает.
Согласно п. п. 2, 3
ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных
ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее -
Федеральный закон N 26-ФЗ), п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N
33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" курорты и их земли
относятся к особо охраняемым природным территориям. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной
(горно-санитарной) охраны. В составе округа санитарной (горно-санитарной)
охраны выделяется до трех зон.
В соответствии с Перечнем особых
охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Черного и
Азовского морей, имеющих федеральное значение, утвержденным Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, курорты и
рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны
курортов г. Геленджика относятся к особо охраняемым природным территориям,
имеющим федеральное значение.
Исходя из
представленных материалов речь идет о
земельном участке, входящем в проектируемый округ (третья зона)
горно-санитарной охраны курорта г. Геленджика.
В соответствии с п.
14 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425
"Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения"
(далее - Постановление N 1425) режим третьей зоны устанавливается для ближайших
областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей
месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых,
отнесенных к категории лечебных, а также для
территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от
неблагоприятного техногенного воздействия. На территории третьей зоны вводятся
ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и
сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности,
сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных
ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут
отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние
лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения.
Следует отметить, что в соответствии с п.
18 Постановления N 1425 границы и режим округов санитарной и горно-санитарной
охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения
утверждаются Правительством Российской Федерации по совместному представлению
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
При этом в силу п. 5 ст. 27 Земельного
кодекса Российской Федерации земельные участки в пределах особо охраняемых
природных территорий, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, ограничены в обороте. Из п. 2 названной нормы следует, что
земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не
предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных
федеральными законами.
Особо следует отметить, что
рассматриваемыми актами устанавливается правовой режим территорий, но не
принадлежность земельных участков к той или иной форме собственности:
Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования. Порядок разграничения и установления собственности на землю - это
предмет правового регулирования отдельной группы нормативно-правовых актов.
Также следует учитывать, что Федеральным
законом, принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской
Федерации, "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо
охраняемых природных территориях" и некоторые законодательные акты
Российской Федерации" вносятся изменения в части исключения земель
курортов из состава особо охраняемых природных
территорий и исключения второй и третьей зон в составе округов санитарной
(горно-санитарной) охраны из перечня земельных участков, ограниченных в
обороте.
По вопросу определения размера и порядка
исчисления выкупной стоимости или арендной платы для земельных участков,
находящихся в собственности Московской области и расположенных на территории
другого субъекта Российской Федерации, Департамент недвижимости считает
возможным сообщить.
Действующее законодательство не дает
однозначного ответа на поставленный вопрос. Однако из положений ст. ст. 71 - 73
Конституции Российской Федерации следует, что акты органов государственной
власти Российской Федерации имеют силу в границах
административно-территориальных единиц, в которых осуществляет свою юрисдикцию
соответствующий орган власти.
По данному вопросу Департамент
недвижимости рекомендует обратиться к правовым позициям, сформированным в
следующих решениях Конституционного Суда Российской Федерации: Определение от
06.12.2001 N 250-О, Постановление от 14.07.1997 N 12-П, Определение от
08.06.2000 N 90-О.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
02.02.2010