Вопрос: О разъяснении положений Приказа
от 24.12.2009 N 545 "О внесении изменений в Приказ Минэкономразвития
России от 30 января 2009 г. N 31 "О мерах по реализации в 2009 году
мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства".
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 февраля 2010 г. N Д05-258
Департамент
развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России
рассмотрел обращение о разъяснении Приказа от 24.12.2009 N 545 "О внесении
изменений в Приказ Минэкономразвития России от 30 января 2009 г. N 31 "О
мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого
и среднего предпринимательства" (далее - Приказ от 24.12.2009 N 545) и
сообщает.
По п. 2 Приказа от 24.12.2009 N 545.
Согласно Приказу от
24.12.2009 N 545 положения разд. 14 вступают в силу с момента опубликования и
применяются к соглашениям, заключенным после 1 декабря 2009 г. между
Минэкономразвития России и органами власти субъектов Российской Федерации о
предоставлении в 2009 г. субсидии федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации для повышения уровня капитализации гарантийных фондов и
фондов поручительств, входящих в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях финансового
обеспечения деятельности по предоставлению поручительств, обеспечивающих
исполнение обязательств по кредитам, привлеченным в российских кредитных
организациях субъектами малого и среднего предпринимательства, и по договорам
лизинга, заключенным лизингодателями с субъектами малого и среднего
предпринимательства.
Если соглашения заключены после 1 декабря
2009 г. между Минэкономразвития России и органами власти субъектов Российской
Федерации, рекомендуем проводить конкурс по новым условиям в соответствии с
Приказом от 24.12.2009 N 545.
По п. 14.1 и п. 14.9 Приказа от
24.12.2009 N 545.
В соответствии с Приказом от 24.12.2009 N
545 отбор потенциальных банков-партнеров и размещение средств в этих же банках
производятся разными конкурсами в соответствии с требованиями, установленными
настоящим Приказом.
По вопросу исполнения обязательств
Гарантийного фонда перед банком в случае размещения резерва в депозитарии.
Основные требования к порядку управления
средствами Гарантийного фонда установлены п. 14.9 Приказа от 24.12.2009 N 545.
Гарантийный фонд
обязан установить размер средств, размещаемых на расчетном счете для целей
обеспечения текущей деятельности Гарантийного фонда, но не более 10% средств,
предназначенных для предоставления поручительств по обязательствам малых и
средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий в
случае, если у Гарантийного фонда отсутствует возможность изъятия части
депозита, размещенного в банке, без потери доходности.
Кроме того, при
размещении временно свободных денежных средств гарантийных фондов в банковских
вкладах (депозитах) Гарантийный фонд должен руководствоваться положениями
настоящих требований, а также учитывать структуру своего портфеля обязательств,
сроки действия договоров поручительства, вероятность наступления события,
которое может привести к предъявлению требования к Гарантийному фонду,
возможность исполнения обязанности по осуществлению выплаты по обязательству
Гарантийного фонда при нахождении средств Гарантийного фонда в банковских вкладах (депозитах).
Также Гарантийный фонд в договоре
банковского вклада (депозита) предусматривает возможность безусловного изъятия
части средств из доверительного управления для осуществления выплат в срок не
позднее десяти рабочих дней с даты получения
уведомления банком.
Доход, получаемый от размещения средств
Гарантийного фонда, должен направляться на выполнение обязательств Гарантийного
фонда по договорам поручительств, его пополнение, а также на покрытие расходов,
связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств Гарантийного
фонда, в том числе на выплату вознаграждения управляющей компании.
Одновременно считаем, что взаимоотношения
между банком и Гарантийным фондом должны быть составлены таким образом, чтобы
максимально защитить интересы Гарантийного фонда в суде.
По п. 14.2 Приказа от 24.12.2009 N 545.
Приказом от 24.12.2009 N 545 установлены
требования к руководителю и главному бухгалтеру Гарантийного фонда.
Разработка рекомендации по структуре
штатного расписания фонда, типовой формы штатного расписания, типовых
должностных обязанностей, типовой формы Устава и типовых форм прочих
регламентирующих документов фонда не входит в компетенцию Минэкономразвития России.
По вопросу совмещения Гарантийным фондом
функций микрофинансовой организации, осуществляющей
предоставление микрозаймов.
В настоящее время в Минэкономразвития
России готовится приказ о предоставлении субсидии федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации на 2010 г., в соответствии с которым приоритетом
будут пользоваться те регионы, в которых организации, предоставляющие микрозаймы и поручительства, будут отдельными юридическими
лицами.
По вопросу совмещения Гарантийным фондом
функций микрофинансовой организации второго уровня.
В настоящее время в Минэкономразвития
России готовится приказ о предоставлении субсидии федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации на 2010 г., в соответствии с которым приоритетом
будут пользоваться те регионы, в которых организации, предоставляющие
поручительства, и микрофинансовые организации второго
уровня будут отдельными юридическими лицами.
По вопросу создания объединенной
структуры, осуществляющей поддержку малого и среднего бизнеса в комплексном
подходе: гарантийный фонд, микрофинансирование, бизнес-инкубаторы
и прочее.
Объединение гарантийного фонда, микрофинансовой организации, бизнес-инкубаторов
входит в компетенцию учредителей данных юридических лиц.
Однако,
отмечаем, что в настоящее время в Минэкономразвития России готовится приказ о
предоставлении субсидии федерального бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации на 2010 г., в соответствии с которым приоритетом будут пользоваться
те регионы, в которых организации будут отдельными юридическими лицами.
По вопросу ответственности Гарантийного
фонда и руководителя Гарантийного фонда за несоответствие отраслевой структуры
портфеля поручительств.
В соответствии с Приказом от 24.12.2009 N
545 ответственность Гарантийного фонда и руководителя Гарантийного фонда за
несоответствие отраслевой структуры портфеля поручительств не предусмотрена.
Одновременно отмечаем, что данный вопрос
не входит в компетенцию Минэкономразвития России, а является правоотношением
между работником и работодателем, регулируемым трудовым законодательством.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
03.02.2010