Вопрос: Об
использовании в рамках проведения оценки зарубежного имущества информации о
ценах на такое имущество в РФ и за рубежом; о необходимости выезда
оценщика за рубеж для проведения осмотра имущества при его оценке.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 февраля 2010 г. N Д06-554
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу оценки недвижимого
имущества частного лица, расположенного за рубежом, и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития
России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию
Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства.
В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам,
указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.
1. По вопросу об
использовании в рамках проведения оценки зарубежного имущества информации о
ценах на такое имущество в Российской Федерации и за рубежом сообщаем
следующее.
В соответствии со ст. 3 Федерального
закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) под оценочной деятельностью понимается
профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на
установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
В свою очередь, согласно ст. 4 Закона N
135-ФЗ субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся
членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою
ответственность в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ (далее -
оценщики).
При осуществлении
оценочной деятельности оценщик обязан на основании ст. 15 Закона N 135-ФЗ
соблюдать требования Закона N 135-ФЗ, других федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральные стандарты оценки,
а также стандарты и правила оценочной деятельности, включая правила деловой и
профессиональной этики, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков,
членом которой он является.
Согласно п. 20
Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и
требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития
России от 20.07.2007 N 256 (далее - ФСО N 1), оценщик при проведении оценки
обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или
обосновать отказ от использования того или иного подхода. Кроме того, оценщик вправе самостоятельно определять конкретные
методы оценки в рамках применения каждого из подходов. Соответствующее право
закреплено за оценщиком в ст. 14 Закона N 135-ФЗ.
При проведении оценки объекта оценки
оценщик осуществляет сбор и анализ информации, а также изучает количественные и
качественные характеристики объекта оценки и собирает информацию, существенную
для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые
должны быть применены на основании его суждения (п. п. 18 и 19 ФСО N 1).
На основании изложенного, по мнению
Департамента, оценщик в рамках проведения оценки недвижимого имущества,
расположенного за пределами территории Российской Федерации, должен собрать всю
существенную информацию об объекте оценки, в том числе цены спроса и предложения
на указанное имущество, сложившиеся как на рынке недвижимости Российской
Федерации, так и за рубежом.
2. По вопросу о
необходимости выезда оценщика за рубеж для проведения осмотра имущества при его
оценке сообщаем следующее.
В соответствии с п. 19 ФСО N 1
информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять
требованиям достаточности и достоверности.
Информация считается достаточной, если
использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению
характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не
ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки.
Информация считается достоверной, если
данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю
отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и
определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать
базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Оценщик должен провести анализ достаточности
и достоверности информации, используя доступные ему для этого средства и
методы.
Если в качестве информации, существенной
для определения стоимости объекта оценки, используется экспертное суждение
оценщика или привлеченного оценщиком специалиста (эксперта), для характеристик,
значение которых оценивается таким образом, должны
быть описаны условия, при которых указанные характеристики могут достигать тех
или иных значений.
Если при проведении оценки оценщиком
привлекаются специалисты (эксперты), оценщик должен указать в отчете их
квалификацию и степень их участия в проведении оценки, а также обосновать
необходимость их привлечения.
Таким образом, по мнению Департамента, в
случае если исходя из своего профессионального суждения
оценщик принимает решение о проведении оценки объекта оценки, в том
числе находящегося за пределами Российской Федерации, без проведения
визуального осмотра, указанное должно быть обосновано оценщиком в отчете об
оценке.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
27.02.2010