Вопрос: О
документах, на основании которых сведения о соответствующем ранее учтенном
земельном участке могут быть включены в кадастр.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 февраля 2010 г. N Д23-620
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу об основаниях внесения
в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастр) сведений о ранее
учтенных земельных участках и сообщает.
Согласно ч. 7 ст.
45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре
недвижимости" (далее - Закон о кадастре), если сведения и документы об
указанном в ч. 6 данной статьи ранее учтенном земельном участке отсутствуют в
составе государственного земельного кадастра или иной имеющейся в распоряжении
органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном земельном
участке, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы кадастра при обращении
заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета
на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на
указанный земельный участок и представленного таким лицом.
Позиция Минэкономразвития России по
вопросу об основаниях внесения в государственный кадастр недвижимости сведений
о ранее учтенных земельных участках была доведена до Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии Письмом от 18.02.2010 N
2321-ИМ/Д23. В частности, применительно к документам, на основании которых
сведения о соответствующем ранее учтенном земельном участке могут быть включены
в кадастр, рекомендовано следующее.
1. Указанные документы должны содержать
описание ранее учтенного земельного участка, вносимое в кадастр с учетом
предусмотренного ст. 7 Закона о кадастре состава сведений (ч. 3 ст. 45 Закона о
кадастре).
2. Такой документ должен быть выдан
уполномоченным органом (организацией) и отвечать требованиям законодательства,
действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его
издания.
Таким образом, вышеуказанный документ
должен содержать сведения в объеме, необходимом для принятия органом
кадастрового учета решения о включении соответствующих сведений и документов в
кадастр.
При этом, по мнению
Минэкономразвития России, при проведении органом кадастрового учета проверки на
предмет наличия в представленных (поступивших) документах оснований для
включения в кадастр сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте
недвижимости необходимо принимать во внимание, что документы, устанавливающие
или подтверждающие право на ранее учтенный земельный участок, являются не
только основаниями для включения сведений о соответствующем ранее учтенном земельном участке в кадастр, но и могут являться
документами, на основании которых осуществляется государственная регистрация
прав на такой земельный участок или осуществляется признание прав на
соответствующий земельный участок в ином установленном федеральным законом
порядке.
Вместе с тем согласно информации,
содержащейся в обращении:
- с соответствующим заявлением в орган
кадастрового учета представлены документы, содержащие разрешение на
строительство объектов капитального строительства (гаража-стоянки ГСК и
капитального гаража);
- документы, устанавливающие либо
подтверждающие право на соответствующие земельные участки, представлены не
были.
Учитывая изложенное, по мнению
Департамента недвижимости Минэкономразвития России, в случае если на основании
документов, содержащих разрешение на строительство вышеуказанных объектов
капитального строительства, невозможна государственная регистрация прав на
соответствующие земельные участки, такие документы не могут рассматриваться
органом кадастрового учета в качестве оснований для включения сведений в
кадастр.
По вопросу возможности признания в качестве
утвержденных в установленном порядке материалов инвентаризации земель
составленных организациями технической инвентаризации инвентаризационных
планов, содержащихся в технических паспортах жилых домов, отмечаем следующее.
Проведение инвентаризации земель в
Российской Федерации в течение 1993 - 1995 гг. регулировалось Положением о
порядке проведения инвентаризации земель, утвержденным Постановлением Совета
Министров - Правительством Российской Федерации от 12.07.1993 N 659 (далее -
Положение). Согласно Положению утвержденные в установленном порядке материалы
инвентаризации земель являлись основанием для перерегистрации прав на землю и
внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию. При
этом в качестве материалов инвентаризации земель рассматривались оформленное на
каждый земельный участок землеустроительное дело и акт проведения
инвентаризации земель, подписанный всеми членами комиссии по инвентаризации
земель.
Учитывая изложенное, по мнению
Департамента недвижимости Минэкономразвития России, инвентаризационные планы,
содержащиеся в технических паспортах жилых домов, не являются утвержденными в
установленном порядке материалами инвентаризации земель и, соответственно, не
могут рассматриваться органом кадастрового учета в качестве оснований для
включения в кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
27.02.2010