Вопрос: О разделе ранее учтенных
земельных участков, которым при осуществлении государственного кадастрового
учета было присвоено наименование "единое землепользование"; о
правомерности принимаемых органами кадастрового учета решений об отказе в
осуществлении государственного кадастрового учета.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 марта 2010 г. N Д23-671
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросам раздела ранее
учтенных земельных участков (далее - исходный земельный участок), которым при
осуществлении государственного кадастрового учета было присвоено наименование
"единое землепользование" (далее - единое землепользование), и
сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития
России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской
Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным по
затронутым в обращении вопросам отметить следующее.
Особенности раздела единого
землепользования установлены п. 60 Порядка ведения государственного кадастра
недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35 (далее -
Порядок). В соответствии с указанным пунктом при разделе единого
землепользования образованным земельным участкам присваиваются новые
кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование)
сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах (измененный
земельный участок). Необходимо отметить, что вышеуказанное правило применяется
только в случае, если после преобразования единого землепользования в его
составе сохраняется не менее двух земельных участков.
Земельным кодексом Российской Федерации
(далее - Кодекс) и Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении
в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон)
установлены следующие случаи, когда в результате преобразования исходного
земельного участка образуется один или несколько земельных участков, при этом
исходный земельный участок сохраняется в измененных границах:
- при разделе земельного участка,
предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому
объединению граждан (п. 4 ст. 11.4 Кодекса);
- при выделе земельного участка в счет
долей в праве общей долевой собственности на исходный земельный участок (п. 1
ст. 11.5 Кодекса);
- при разделе земельного участка,
находящегося в государственной или муниципальной собственности и
предоставленного гражданину или юридическому лицу (п. 18 ст. 3 Закона).
Действующим законодательством
применительно к указанным случаям не предусмотрено обязательного проведения
кадастровых работ по уточнению местоположения границ измененных земельных
участков.
Таким образом, при образовании земельных
участков в вышеперечисленных случаях уточнение границы исходного земельного
участка, в том числе единого землепользования, проводится по желанию заказчика
кадастровых работ.
Дополнительно
необходимо отметить, что ч. 2 и 3 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N
221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о
кадастре) установлено, что в случае образования земельных участков в результате
раздела, при котором преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных
границах, в орган кадастрового учета представляются заявление о постановке на
учет и необходимые для кадастрового учета документы только в отношении образуемых земельных участков. Учет изменений преобразуемого
(исходного) земельного участка, сохраняющегося в измененных границах,
осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с
даты государственной регистрации прав на образованные из него земельные
участки.
По вопросу о правомерности принимаемых органами
кадастрового учета решений об отказе в осуществлении государственного
кадастрового учета (далее - решения об отказе) необходимо отметить, что
основания для принятия решений об отказе установлены ст. 27 Закона о кадастре.
При этом ч. 13 ст. 27 Закона о кадастре предусмотрено, что решение об отказе
может быть обжаловано в судебном порядке.
Дополнительно сообщаем, что позиция
Минэкономразвития России по вопросам особенностей подготовки документов,
необходимых для осуществления государственного кадастрового учета
многоконтурных земельных участков, осуществления такого учета и предоставления
сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных
участках доведена до Росреестра Письмом от 22.12.2009
N 22409-ИМ/Д23.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
В.В.АБРАМЧЕНКО
02.03.2010