Вопрос: О разделе системы учета объектов
недвижимости и передаче полномочий по нормативно-правовому регулированию в
сфере технического учета и технической инвентаризации объектов капитального
строительства в ведение Минрегиона России.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 марта 2010 г. N Д23-721
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел
обращение по вопросу раздела системы учета объектов
недвижимости и передачи полномочий по нормативно-правовому регулированию
в сфере технического учета и технической инвентаризации объектов капитального
строительства в ведение Минрегиона России и сообщает.
В соответствии с п. 1 Положения о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Минэкономразвития России осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере
государственного кадастра недвижимости, проведения государственного кадастрового
учета и кадастровой деятельности, государственной регистрации прав на
недвижимое имущество.
Соответствующие правоотношения в
указанных сферах регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ
"О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре)
и Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 43 Закона о кадастре определено,
что до 1 января 2013 г. устанавливается переходный период применения Закона о
кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного
учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства
(далее - переходный период).
В переходный период
положения Закона о кадастре не применяются в отношении зданий, сооружений,
помещений, объектов незавершенного строительства и государственный учет таких
объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном на день
вступления в силу Закона о кадастре нормативными правовыми актами в сфере
соответственно осуществления государственного технического учета и технической
инвентаризации объектов капитального строительства и государственного
технического учета жилищного фонда.
Кроме того, до 1
января 2013 г. кадастровая деятельность в отношении зданий, сооружений,
помещений, объектов незавершенного строительства не осуществляется, и
подготовка документов, необходимых для осуществления государственного учета
данных объектов недвижимости в ранее установленном порядке осуществления такого
учета, проводится в соответствии с правилами, установленными на день вступления
в силу Закона о кадастре нормативными правовыми актами в сфере соответственно
осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального
строительства и государственного технического учета жилищного фонда.
В соответствии с п. 2 Положения об
организации в Российской Федерации государственного технического учета и
технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 (далее -
Постановление), основными задачами государственного технического учета и
технической инвентаризации объектов капитального строительства являются:
- обеспечение полной объективной
информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;
- формирование в целях совершенствования
планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об
объектах капитального строительства и их территориальном распределении;
- обеспечение полноты и достоверности
сведений о налоговой базе;
- информационное обеспечение
функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости;
- сбор и предоставление сведений об
объектах капитального строительства для проведения государственного
статистического учета.
При этом согласно ч. 5 ст. 19 Жилищного
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) проведение технического учета
жилищного фонда (в том числе его техническая инвентаризация и техническая
паспортизация) осуществляется также в рамках государственного учета жилищного
фонда.
В соответствии с п.
1 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N
1301, основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской
Федерации является получение информации о местоположении, количественном и
качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости
объектов фонда и изменении этих показателей.
Учитывая
изложенное, исходя из действующих нормативных правовых актов, регулирующих
осуществление государственного технического учета и техническую инвентаризацию
объектов капитального строительства, система государственного технического
учета является многофункциональной и обеспечивает, с одной стороны, гражданский
оборот недвижимости (через техническую инвентаризацию и государственный
технический учет), а с другой стороны - реализацию задач, которые, в частности,
стоят перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления в
сфере жилищных отношений.
Между тем с даты
окончания переходного периода (1 января 2013 г.) государственный
технический учет и техническая инвентаризация объектов капитального
строительства, обеспечивающие гражданский оборот недвижимости, будут заменены
государственным кадастровым учетом зданий, сооружений, помещений, объектов
незавершенного строительства и кадастровой деятельностью в отношении указанных
объектов соответственно.
С указанной даты государственный кадастр
недвижимости будет официальным источником сведений о зданиях, сооружениях,
помещениях, объектах незавершенного строительства.
В этой связи информационной основой для
государственного учета жилищного фонда должны быть сведения государственного
кадастра недвижимости о соответствующих объектах недвижимости.
Таким образом, действующим
законодательством (в частности, Законом о кадастре и Кодексом) уже
предусмотрено разделение системы государственного технического учета на
систему, обеспечивающую гражданский оборот недвижимости, и систему,
обеспечивающую государственный учет жилищного фонда. Однако для исключения
дублирования сведений в указанных информационных системах, устранения
несоответствий в подзаконных нормативных правовых актах потребуется внесение
изменений в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного
технического учета и технической инвентаризации, в том числе в части
определения полномочий федеральных органов исполнительной власти.
Так, согласно п. 1
Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 N
40, Минрегион России является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры
и градостроительства (за исключением государственного технического учета и
технической инвентаризации объектов капитального строительства) и
жилищно-коммунального хозяйства.
При этом п. 2 Постановления определено,
что Минэкономразвития России на основании федеральных законов, нормативных
правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации осуществляет разработку основ федеральной политики и правовое
регулирование государственного технического учета и технической инвентаризации
объектов капитального строительства.
Учитывая вышеизложенное,
по мнению Департамента недвижимости, к компетенции Минрегиона
России с 1 января 2013 г. могут быть отнесены вопросы нормативно-правового
регулирования осуществления государственного учета жилищного фонда.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
04.03.2010