Вопрос: Об оказании финансовой поддержки
субъектам малого и среднего предпринимательства, в частности, о предоставлении
займов субъектам малого и среднего предпринимательства за счет субсидий
бюджетов всех уровней.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 марта 2010 г. N Д23-825
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу
поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) и
сообщает.
В последние годы наблюдается тенденция к
снижению налоговой нагрузки в Российской Федерации.
В большинстве ведущих стран мира
налоговая нагрузка заметно выше нагрузки в России. Так, по данным "2010 Index of economic
freedom", The Heritage Foundation, в
Европейском Союзе налоговая нагрузка в 2009 г. составила около 40% ВВП, в
странах ОЭСР около 36%, тогда как в России 31,05% (36,9 - 2008 г.).
В рейтинге налоговых систем, по данным
Международных обзоров "Paying Taxes 2010", "Paying Taxes 2009", "Paying Taxes 2008" (совместно подготовленных Всемирным
банком, IFC и PwC), за 2009 г. Россия занимает 103
место из 183 (2008 г. - 134 место, 2007 г. - 130 место).
Отчасти это связано с тем, что за
последние годы (2006 - 2009) был принят ряд мер, направленных на стимулирование
развития инновационной деятельности в России.
В дальнейшем основным вектором налоговой
политики должна являться реализация стимулирующих мер, направленных на развитие
новых производств, модернизацию существующих и повышение инновационной
активности в экономике, а также повышение роли имущественных налогов. Меры
налоговой политики должны оцениваться с точки зрения их востребованности
экономическими субъектами, а также возможности эффективного администрирования.
В частности, предлагаются следующие меры:
- распространение льготной ставки
страховых платежей в размере 14% (либо фиксированный платеж в размере 4,8 тыс.
руб. в месяц за каждого сотрудника) на сектор IT (для компаний, прошедших
аккредитацию в Минсвязи России), проектные и научные организации,
аккредитованные в Минпромторге России и Минобрнауки России, и резидентов технико-внедренческих
особых экономических зон;
- установление отдельного налогового
режима (налог на прибыль - 0%; НДС - освобождение от налогообложения (по выбору
налогоплательщика); налог на имущество организаций - 0%; обязательные страховые
взносы - фиксированный платеж в размере 4,8 тыс. руб. в месяц за работника;
земельный налог - 0%; налог на доходы физических лиц - 13%) сроком на 5 лет для
вновь созданных инновационных компаний и инновационных компаний,
зарегистрированных не более чем за 2 - 3 года до момента введения специального
режима в целях стимулирования и внедрения инновационной деятельности;
- освобождение от налога на имущество энергоэффективного оборудования (по перечню и классам энергоэффективности) в целях стимулирования модернизации
компаний и использования современного энергоэффективного
оборудования;
- освобождение от налога на прибыль
организаций дохода от реализации ценных бумаг, не обращающихся на
организованном рынке ценных бумаг или включенных в листинг биржевого сектора
ММВБ "Рынок инноваций и инвестиций", при условии срока владения
такими бумагами не менее 5 лет и размере владения не менее 10%;
- освобождение от налога на прибыль
организаций, оказывающих услуги в сфере образования и здравоохранения;
- освобождение от налога на прибыль
организаций отчислений в пределах 3 - 5% от выручки в "фонд"
предстоящих расходов на НИОКР (для госкомпаний обязательно, для остальных добровольно);
- оптимизация механизма администрирования
расходов на НИОКР, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций с
коэффициентом 1,5;
- упрощение администрирования
налогообложения физических лиц.
Кроме того, Письмом от 16.12.2009 N
21962-АП/Д06 Минэкономразвития России согласовало проект федерального закона
"О бухгалтерском учете", разработанный Минфином России, в котором
предусмотрены упрощенные требования по ведению бухгалтерского учета для субъектов
МСП.
Также в
соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (далее -
Закон) к основным целям государственной политики в области развития малого и
среднего предпринимательства в России относятся обеспечение благоприятных
условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства,
увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, а также
обеспечение занятости населения и развитие самозанятости.
К полномочиям Минэкономразвития России
относятся реализация федеральных и поддержка региональных программ развития
субъектов малого предпринимательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона
средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого
предпринимательства, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете,
предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с
Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего
предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденными
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 "О
распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего
предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства",
субсидии предоставляются в
целях софинансирования расходных обязательств
субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий,
осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства в данном субъекте Российской Федерации, направленных на
обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП, повышение
конкурентоспособности субъектов МСП, увеличение количества субъектов МСП,
обеспечение занятости населения, увеличение производимых субъектами МСП товаров
(работ, услуг) и предусматривающих:
- создание и развитие инфраструктуры
поддержки субъектов МСП (бизнес-инкубаторов);
- поддержку субъектов МСП, производящих и
реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
- развитие системы кредитования субъектов
МСП;
- создание и развитие инфраструктуры
поддержки МСП в научно-технической сфере;
- реализацию иных мероприятий по
поддержке и развитию МСП;
- ведение реестров субъектов МСП -
получателей государственной поддержки МСП.
Средства федерального бюджета
предоставляются Минэкономразвития России на конкурсной основе в виде субсидий
бюджетам субъектов Российской Федерации при условии софинансирования
расходов за счет средств соответствующих бюджетов.
Оказание прямой финансовой поддержки
субъектам МСП находится исключительно в компетенции субъекта Российской
Федерации.
Так, в соответствии с Приказом
Минэкономразвития России от 16.02.2010 N 59 "О мерах по реализации в 2010
году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего
предпринимательства" осуществляется финансовая поддержка субъектов МСП.
Также п. 11.9 Приказа от 16.02.2010 N 59
предусмотрены займы субъектам МСП. Займы субъектам МСП предоставляются за счет
субсидий бюджетов всех уровней, при этом предоставляемые за счет средств
указанной субсидии займы субъектам малого и среднего предпринимательства не
должны превышать единовременно каждому малому предприятию 1 млн
руб., а срок займа - 12 месяцев.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
24.03.2010