Вопрос: О законодательном регулировании
договора аренды лесного участка, используемого в культурно-оздоровительных,
туристических и спортивных целях.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 марта 2010 г. N Д23-1028
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение ООО по вопросу аренды лесного
участка, используемого в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных
целях, и в пределах компетенции сообщает.
В прилагаемой к письму копии искового
заявления, поданного территориальным управлением Росимущества
в арбитражный суд области, указано на ничтожность договора аренды в силу того,
что участок лесного фонда на момент заключения договора аренды с ООО находился на
праве постоянного (бессрочного) пользования у ФГОУ ВПО.
В качестве обоснования данной позиции
приводятся положения п. 3 ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее - Гражданский кодекс) и п. 4 ст. 20 Земельного кодекса Российской
Федерации (далее - Земельный кодекс), которыми установлен запрет на
распоряжение земельными участками для организаций, которым такие участки
предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В то же время, по мнению Департамента
недвижимости, ссылка на п. 3 ст. 264 Гражданского кодекса и п. 4 ст. 20
Земельного кодекса в части обоснования исковых требований некорректна по
следующим основаниям.
В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса
Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) в редакции, действовавшей в 2005
г., к участкам лесного фонда относились участки леса, а также участки лесных
земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. При этом
устанавливалось, что границы участков лесного фонда должны были быть обозначены
в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в
планово-картографических материалах (лесных картах). Кроме того, в соответствии
с абз. 3 указанной статьи к участкам лесного фонда и
правам пользования ими применялись положения гражданского законодательства Российской
Федерации об объектах гражданских прав, а также положения земельного
законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не было
установлено Лесным кодексом.
Указанные положения
законодательства и особый порядок формирования, а также учета участков лесного
фонда не позволяли на тот момент отождествлять участки лесного фонда с такими
объектами недвижимости, как земельные участки, для учета и формирования
которых, помимо Земельного кодекса, в 2005 г. действовали Федеральные законы от
18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" и от 02.01.2000 N 28-ФЗ
"О государственном земельном кадастре". Следует также отметить, что два вышеуказанных Федеральных закона не
распространялись на отношения по формированию и учету участков лесного фонда.
Формирование участков лесного фонда осуществлялось в результате проведения
лесоустройства (ст. 72 Лесного кодекса), а сами лесные участки подлежали учету
в особом реестре - лесном кадастре.
Таким образом, до 2007 г. в
законодательстве Российской Федерации проводилось различие между понятиями
"земельный участок" и "участок лесного фонда". При этом
лесные участки выступали самостоятельными объектами гражданских прав. В связи с
этим, по мнению Департамента недвижимости, применение к отношениям, связанным с
передачей в аренду участков лесного фонда, правил оборота земельных участков
(ст. ст. 268, 269 Гражданского кодекса, ст. 20 Земельного кодекса) некорректно.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Лесного
кодекса для аренды участков лесного фонда применялись нормы Лесного кодекса,
гражданского законодательства и Положения об аренде участков лесного фонда,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N
345. При передаче участков лесного фонда в аренду должно было применяться
только лесное и гражданское законодательство, что исключает применение к
анализируемому случаю норм ст. 20 Земельного кодекса.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
26.03.2010