Вопрос: О порядке определения налоговой
нагрузки, в том числе в виде уплаты земельного налога, а также подлежащей
оплате арендной платы в отношении земельного участка, в том числе находящегося
в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 марта 2010 г. N Д06-960
Департамент корпоративного управления
Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Департамент)
рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития
России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию
Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего
законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение
по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.
В соответствии со ст. 65 Земельного
кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в
Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли
являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и
арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного
налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и
сборах.
Для целей налогообложения и в иных
случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами,
устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговая база
определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Согласно ст. 387 Налогового кодекса
земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми
актами представительных органов муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные
органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах,
установленных гл. 31 Налогового кодекса, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми
актами представительных органов муниципальных образований могут также
устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая
установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий
налогоплательщиков.
На основании изложенного, по мнению
Департамента, налоговая нагрузка определяется не только величиной кадастровой
стоимости земельного участка, но и размером налоговой ставки, которая
устанавливается представительными органами муниципальных образований, а также установленными
ими налоговыми льготами.
Помимо этого
необходимо отметить, что в соответствии со ст. 65 Земельного кодекса порядок
определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной
платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются
соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с
учетом соблюдения следующих Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 16.07.2009 N 582:
принцип экономической обоснованности, в
соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере,
соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их
разрешенного использования;
принцип предсказуемости расчета размера
арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов
государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок
расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной
платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты
расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность
определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принцип недопущения ухудшения
экономического состояния землепользователей и землевладельцев при
переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер
арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные
участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в
отношении таких земельных участков;
принцип учета необходимости поддержки
социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной
платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты
интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
На основании изложенного, по мнению
Департамента, подлежащая оплате арендная плата определяется не только величиной
кадастровой стоимости земельного участка, но также порядком определения
арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации
или муниципальной собственности, устанавливаемым органами государственной
власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Также сообщаем, что ввиду отсутствия в
обращении информации о характеристиках земельных участков не представляется
возможным представить полный ответ относительно величины кадастровой стоимости.
Таким образом, Департамент готов
рассмотреть обращение по существу после представления подробной информации о
земельных участках, принадлежащих на праве собственности и на праве аренды, в
том числе с указанием кадастровых номеров указанных участков.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
29.03.2010