Вопрос: Об установлении кадастровой
стоимости в зависимости от рыночной стоимости в целях исчисления земельного
налога.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 марта 2010 г. N Д06-956
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу
установления кадастровой стоимости в зависимости от рыночной стоимости и
сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития
России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию
Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего
законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение
по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.
В соответствии с п. 12 Правил проведения
государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила),
споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель,
рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с ч.
2 и 5 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном
кадастре недвижимости" в случае обнаружения органом кадастрового учета
технической или кадастровой ошибки в сведениях или поступления в орган
кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме,
утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 13.04.2009 N 125, указанные
ошибки подлежат исправлению на основании решения
органа кадастрового учета либо на основании вступившего в законную силу решения
суда об исправлении таких ошибок.
Если выявленная ошибка влечет за собой
необходимость пересмотра его кадастровой стоимости, то в соответствии с п. 1 Правил оценка земельного участка может быть проведена
оценщиком.
Также отмечаем, что
в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об
оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае наличия спора о
достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки,
установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об
оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом,
арбитражным судом в соответствии с
установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора
или договора или в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случаях определения рыночной
стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка
устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Анализируя судебную практику по
применению указанной нормы, можно отметить следующее.
Например, ФАС
Волго-Вятского округа по заявлению индивидуального предпринимателя о признании
незаконным отказа федерального государственного учреждения в определении
кадастровой стоимости земельного участка в процентном отношении к его рыночной
стоимости Постановлением от 14.01.2008 по делу N А43-1391/2007-38-54 установил,
что в рассматриваемом случае рыночная стоимость не может быть применена для
определения кадастровой стоимости, поскольку нормативные акты в развитие
положений п. 3 ст. 66 Земельного
кодекса не приняты и в законодательстве Российской Федерации не определен
процент, который составляет кадастровая стоимость от
рыночной.
Такие же решения были вынесены
Постановлениями ФАС Северо-Западного округа от 30.08.2007 по делу N
А21-7049/2006, ФАС Северо-Кавказского округа от 18.02.2008 N Ф08-416/08-129А по
делу N А32-6350/2007-11/190 и от 16.04.2009 по делу N А32-3251/2008-58/54.
В то же время
Арбитражный суд Краснодарского края, отказывая в удовлетворении заявления по
делу N А32-10156/2007-33/210, исходил из невозможности применения рыночной
стоимости земли при определении размеров удельных показателей ее кадастровой
стоимости, поскольку каких-либо нормативных актов в развитие п. 3 ст. 66
Кодекса не принято, в действующем законодательстве не определено процентное
отношение кадастровой стоимости земельного участка к его рыночной стоимости, а заявитель не указал, каким нормативным актом установлено
абсолютное тождество кадастровой и рыночной стоимости.
Впоследствии в своем решении ФАС
Северо-Кавказского округа от 11.03.2008 N Ф08-992/08 по делу N
А32-10156/2007-33/210 отметил, что в соответствии с п. 3 ст. 66 Кодекса в
случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость
земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Данная норма, по мнению суда, не является отсылочной и имеет непосредственное
действие.
Таким образом, Постановлением ФАС
Северо-Кавказского округа от 11.03.2008 N Ф08-992/08 по делу N
А32-10156/2007-33/210 отменено решение Арбитражного суда Краснодарского края от
19.11.2007 по данному делу и дело направлено на новое рассмотрение в
арбитражный суд первой инстанции.
ФАС
Западно-Сибирского округа Постановлением от 14.08.2008 N
Ф04-4981/2008(9836-А45-23) по делу N А45-18919/2006-16/479 удовлетворил иск о
признании недействительным постановления об утверждении результатов
государственной кадастровой оценки земель поселений, отклонив довод управления
о невозможности применения п. 3 ст. 66 Кодекса в связи с отсутствием
нормативно-правового акта, устанавливающего процент от рыночной стоимости,
поскольку п. 3 указанной нормы права не отменен, отсылочным не является, имеет прямое действие на территории
Российской Федерации.
Таким образом, исходя из судебной
практики правоприменение п. 3 ст. 66 Кодекса на
сегодняшний день неоднозначно.
Также следует отметить, что в настоящее
время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
находится проект федерального закона N 445126-4 "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
и другие законодательные акты Российской Федерации" (далее -
Законопроект), принятый в первом чтении.
Законопроектом предусматривается, что
результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суд или
комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
лицами, права и обязанности которых затрагивают результаты кадастровой
стоимости.
Также Законопроектом предусматривается,
что основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости
являются:
- ошибочность сведений об объекте
недвижимости, использовавшихся при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта
недвижимости его рыночной стоимости на календарную дату, по состоянию на
которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с Законопроектом при
рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости, в случае
если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано по основанию
установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости в отчете
об оценке, комиссия принимает решение об установлении кадастровой стоимости
объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Кроме того, поправки Правительства
Российской Федерации от 22.03.2010 N 1245п-П13 к Законопроекту предусматривают в том числе изложение п. 3 ст. 66 Кодекса в
следующей редакции:
"3. В случаях определения рыночной
стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка
устанавливается равной его рыночной стоимости".
Указанная редакция позволит устранить
неоднозначность толкования указанной нормы в действующем законодательстве.
Дополнительно сообщаем, что в
соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных
участков.
В свою очередь, согласно ст. 387 Кодекса
земельный налог (далее - налог) устанавливается Кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в
действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных
образований.
Устанавливая налог, представительные
органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах,
установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также
устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая
установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий
налогоплательщиков.
Таким образом, величина налоговой
нагрузки определяется налоговой ставкой, устанавливаемой органами муниципальных
образований.
Следует отметить, что в соответствии с п.
1 ст. 3 Кодекса при установлении налога учитывается также фактическая
способность налогоплательщика к уплате налога.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
29.03.2010