Вопрос: О применении Федерального закона
от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля".
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 марта 2010 г. N Д05-919
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение о применении
Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и сообщает.
1. Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в
области организации и осуществления государственного контроля (надзора),
муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими
предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии со
ст. 2 Закона N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) - это деятельность
уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений
юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами,
индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями
требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации,
посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия
предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и
(или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность
указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому
наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию
состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими
лицами, индивидуальными предпринимателями.
В этой связи
полагаем, что осуществление Росимуществом контроля
(надзора) за управлением, распоряжением, использованием по назначению и
сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного
федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном
управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных
государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным
лицам, должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ.
При этом отмечаем,
что осуществление контроля за целевым использованием земель, лесов и водных
объектов осуществляется в соответствии с Гражданским законодательством
Российской Федерации и объектом проверок органа муниципального контроля
является исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем
существенных условий договоров аренды (лесов, земель, водных объектов),
сторонами которых выступают арендатор-природопользователь
и арендодатель-собственник или другой владелец природного ресурса, и иных видов
договоров - концессии, долгосрочного, краткосрочного, бесплатного пользования, установления сервитутов. На данные
правоотношения действие Закона N 294-ФЗ не распространяется, так как основанием
прекращения права природопользования являются юридические факты, которые
содержатся в земельном, водном, лесном и ином законодательстве применительно к
особенностям использования отдельных видов природных ресурсов. Использование
природного объекта не по целевому назначению является одним из оснований
принудительного прекращения права пользования природными ресурсами и
соответственно основанием для расторжения договора аренды или иных видов
договоров.
2. В соответствии с ч. 4 ст. 1 Закона N
294-ФЗ особенности организации и проведения проверок при осуществлении
антимонопольного контроля, касающиеся вида, предмета, оснований проверок,
сроков и периодичности их проведения, уведомления о проведении внеплановой
выездной проверки, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Согласно нормам
Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд" субъектами контроля за размещением заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд являются государственные органы (в том числе органы государственной
власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы
местного самоуправления, а также бюджетные
учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В этой связи,
учитывая, что субъекты контроля указанных нормативных правовых актов не
совпадают, действие Закона N 294-ФЗ не может распространяться на порядок
организации и проведения мероприятий по контролю в сфере размещения заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд и должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом
от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд" и в рамках гражданско-правовых
отношений.
Обращаем внимание, что юридическую силу
имеют разъяснения органа государственной власти в случае, если данный орган
наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной
компетенцией издавать разъяснения по применению
положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный
орган исполнительной власти ни действующим законодательством, ни Положением о
Министерстве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
05.06.2008 N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства
Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
31.03.2010