Вопрос: О порядке внесения изменений в
сведения государственного кадастра недвижимости и ЕГРП; об отсутствии
необходимости проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ
ранее учтенных земельных участков, предоставленных для садоводства, и
осуществления государственного кадастрового учета изменений для государственной
регистрации перехода прав на данные земельные участки.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 апреля 2010 г. N Д23-1263
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение и по вопросам, изложенным в
обращении, сообщает.
1. По вопросу о внесении изменений в
сведения государственного кадастра недвижимости и Единого государственного
реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о площади
земельного участка.
В соответствии с материалами,
приложенными к обращению, 18 июня 2008 г. была осуществлена государственная
регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым номером
50:21:100206:242.
Согласно ч. 3 ст.
25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре
недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастровый учет
в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения
его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из
земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый
земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с
уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые
сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о
кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Законом о кадастре предусмотрено, что
уточнение местоположения границы земельного участка допускается в следующих
случаях:
1) при отсутствии в государственном
кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы
земельного участка;
2) в случае если содержащиеся в
государственном кадастре недвижимости координаты характерных
точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной
точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
3) в случае если содержащиеся в государственном
кадастре недвижимости координаты какой-либо характерной точки
границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее
положение на местности (в государственном кадастре недвижимости содержится
несколько значений координат указанной характерной точки).
В кадастровый план земельного участка от
18.03.2008 N 21.1/08-3296 включена особая отметка, свидетельствующая о
необходимости уточнения местоположения границы земельного участка с кадастровым
номером 50:21:100206:242.
Таким образом, сведения о местоположении
границ и (или) площади вышеуказанного земельного участка в соответствии с
нормами, установленными Законом о кадастре, могут быть уточнены (за исключением
случая исправления ошибок в местоположении границ земельного участка).
В соответствии со ст. 22 Закона о
кадастре для осуществления государственного кадастрового учета в связи с
изменением площади земельного участка и (или) изменением описания
местоположения его границ в орган кадастрового учета должны быть представлены
следующие документы:
- заявление о государственном кадастровом
учете изменений объекта недвижимости (форма указанного заявления утверждена
Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 34);
- межевой план (форма межевого плана и
требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от
24.11.2008 N 412);
- копия документа, устанавливающего или
удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости, или в
случае если с заявлением обращается представитель заявителя - документ,
подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя.
При этом согласно
п. 4 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о
регистрации), если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого
имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, требуется
внесение соответствующих изменений в подраздел I ЕГРП, уточненные сведения о
таком объекте недвижимого имущества вносятся в ЕГРП без заявления правообладателя и без повторной
регистрации при внесении в соответствии с Законом о кадастре этих
сведений в государственный кадастр недвижимости.
Дополнительно необходимо отметить, что
критерии изменения площади земельного участка установлены Законом о кадастре.
Так, с учетом п. 1
ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре в результате выполнения кадастровых работ по
уточнению местоположения границ и (или) площади земельного участка такая
площадь может быть увеличена на величину не более чем предельный минимальный
размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным
законодательством для земель соответствующего целевого назначения и
разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину не более чем десять
процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка
содержатся в государственном кадастре недвижимости. При этом вышеуказанная
норма Закона о кадастре не имеет окончания срока действия.
2. По вопросу необходимости проведения
кадастровых работ по уточнению местоположения границ ранее учтенных земельных
участков, предоставленных для садоводства, и осуществления государственного
кадастрового учета изменений для государственной регистрации перехода прав на
данные земельные участки.
Из обращения следует, что земельный участок
поставлен на государственный кадастровый учет в 2006 г.
Таким образом, согласно ч. 1 ст. 45
Закона о кадастре данный земельный участок является ранее учтенным.
Частью 11 ст. 45
Закона о кадастре предусмотрено, что отсутствие в государственном кадастре
недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке,
предоставленном для ведения садоводства, в объеме, необходимом для
государственной регистрации прав на такой земельный участок или сделок с ним,
не может являться основанием для приостановления осуществления государственной
регистрации прав на такой земельный участок или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации.
Согласно ст. 19
Закона о регистрации государственная регистрация прав на земельный участок
приостанавливается в случае, если в государственном кадастре недвижимости в
отношении такого земельного участка отсутствуют кадастровые сведения о
координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из
границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного
участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости
сведениями о последнем,
за исключением следующих случаев:
если кадастровый паспорт или кадастровый
план такого земельного участка ранее представлялся и был помещен в
соответствующее дело правоустанавливающих документов;
если право на такой земельный участок
ранее зарегистрировано в установленном Законом порядке;
если такой земельный участок предоставлен
для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства,
индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
иных установленных федеральным законом
случаев.
Таким образом, возможность совершения
сделок с вышеуказанными земельными участками не зависит от полноты сведений о
таких земельных участках в государственном кадастре недвижимости. Проведение
кадастровых работ по уточнению местоположения границ таких земельных участков
осуществляется по желанию заинтересованных лиц.
Дополнительно необходимо отметить, что
отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о категории земель
ранее учтенного земельного участка, предоставленного для садоводства, также не
может являться основанием для приостановления осуществления государственной
регистрации перехода права на такой земельный участок либо для отказа в
осуществлении данной государственной регистрации.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
12.04.2010