Вопрос: О порядке проведения
согласования местоположения границ земельных участков и включения в
межевой план актов согласования местоположения границ земельных участков; о
заинтересованных лицах, с которыми проводится согласование местоположения
границ земельных участков; о форме межевого плана и требованиях к его
подготовке.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 апреля 2010 г. N Д23-1303
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел
обращение по вопросам, возникающим при подготовке межевого плана, и сообщает
следующее.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению
законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным по
затронутым в обращении вопросам отметить следующее.
1. По вопросам проведения
согласования местоположения границ земельных участков и включения в
межевой план актов согласования местоположения границ земельных участков (далее
- Акт согласования).
В соответствии с ч.
1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном
кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) местоположение границ
земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке
обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 данной статьи (далее - заинтересованные
лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение
границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено
местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых
внесены в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из обращения, межевой план
подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием
земельных участков путем раздела ранее учтенного земельного участка (далее -
исходный земельный участок), и граница исходного земельного участка ранее была
установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Таким
образом, в данном случае при проведении кадастровых работ уточнение границ
земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр
недвижимости, не происходит. Следовательно, согласование местоположения границ
в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится и Акт согласования в
межевой план не включается.
2. По вопросу о заинтересованных лицах, с
которыми проводится согласование местоположения границ земельных участков.
Согласование местоположения границ
земельных участков в соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре проводится с
лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
- собственности (за
исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в
государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в
пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим
лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо
казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
- пожизненного наследуемого владения;
- постоянного (бессрочного) пользования
(за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены
государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам
государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное
(бессрочное) пользование);
- аренды (если такие смежные земельные
участки находятся в государственной или муниципальной собственности и
соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
3. По вопросу о форме межевого плана и
требованиях к его подготовке.
Форма межевого плана и Требования к его подготовке
утверждены Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее -
Требования).
В соответствии с п. 4 Требований межевой
план состоит из текстовой и графической частей,
которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав межевого плана,
и разделы, включение которых в состав межевого плана зависит от вида
кадастровых работ.
Перечень разделов текстовой и графической частей межевого плана приведен в п. п. 5 и 6
Требований. При этом необходимо отметить, что в данном перечне не содержится
указанного в обращении раздела "Схема раздела земельного участка".
В соответствии с п. 14 Требований в
зависимости от вида кадастровых работ в состав межевого плана может включаться
приложение.
Согласно п. 23 Требований в случаях,
предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана
используются:
- документы градостроительного зонирования
(правила землепользования и застройки);
- нормативные правовые акты,
устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных
участков;
- документация по планировке территории
(проекты межевания территорий);
- утвержденные органами местного
самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или
кадастровых картах соответствующих территорий;
- утвержденные в установленном порядке
проекты границ земельных участков, проекты организации и застройки территорий
садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан,
проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель
сельскохозяйственного назначения;
- утвержденные в установленном порядке
материалы лесоустройства;
- решения о предварительном согласовании
мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные
документы о правах на земельные участки;
- вступившие в законную силу судебные
акты;
- иные предусмотренные законодательством
документы.
При этом Требованиями не предусмотрено
обязательного включения в состав приложения межевого плана документации по
планировке территории (п. 27 Требований).
Необходимо отметить, что несоответствие
межевого плана по форме и содержанию Требованиям является основанием для принятия
органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении государственного
кадастрового учета (п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре).
Дополнительно отмечаем, что согласно ч.
10 ст. 38 Закона о кадастре образуемые земельные участки должны соответствовать
требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного
законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства
и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации
требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом
образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания
территории или иного предусмотренного федеральным законом документа,
местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого
документа.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
13.04.2010