Вопрос: О полномочиях
Управления делами Президента РФ по определению размера арендной платы за
земельные участки, находящиеся в собственности РФ; о распространении действия
положений Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N
582, на отношения, возникшие до вступления его в силу; об основаниях
перерасчета арендной платы; о применении коэффициента-дефлятора при изменении
рыночной стоимости земельного участка.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 апреля 2010 г. N Д23-1302
В соответствии с обращением по вопросу применения отдельных положений Правил определения размера арендной
платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли,
находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила),
Департамент недвижимости в пределах компетенции сообщает следующее.
1. По вопросу о полномочиях Управления
делами Президента Российской Федерации по определению размера арендной платы за
земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с п.
2 Правил размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в
собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской
Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная
плата) определяется Федеральным агентством по управлению государственным
имуществом одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости
земельных участков; б) по результатам
торгов (конкурсов, аукционов); в) в соответствии со ставками арендной платы
либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством
экономического развития Российской Федерации; г) на основании рыночной стоимости
земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской
Федерации об оценочной деятельности.
В то же время в
соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 17.09.2008 N 1370
"Об Управлении делами Президента Российской Федерации" (далее - Указ
N 1370) Управление делами Президента Российской Федерации имеет право на
осуществление полномочий собственника по управлению и распоряжению находящимися
в федеральной собственности земельными участками, предоставленными Управлению
делами Президента Российской Федерации и подведомственным организациям, в том
числе по предоставлению земельных участков
этим организациям.
Следует иметь в виду, что положения
указов Президента Российской Федерации обладают большей юридической силой,
нежели положения соответствующих постановлений Правительства Российской
Федерации. Следовательно, Управление делами Президента Российской Федерации
вправе самостоятельно определять размер арендной платы в отношении
предоставленных земельных участков. В то же время считаем целесообразным внести
соответствующие изменения в Правила.
2. По распространению действия положений
Правил на отношения, возникшие до вступления его в силу, и по вопросу оснований
перерасчета арендной платы.
В соответствии со ст. 422 Гражданского
кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для
сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным
нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора
принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те,
которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора
сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие
распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Таким образом, перерасчет арендной платы
за указанные земельные участки будет возможен в случаях, когда такой перерасчет
предусмотрен условиями заключенного договора. Данный перерасчет должен
производиться в порядке, предусмотренном договором аренды. Если договор аренды
заключен после вступления в силу Постановления, то он должен содержать условие,
предусматривающее возможность перерасчета арендной платы в соответствии с п. 3
Постановления.
Также при перерасчете арендной платы необходимо
учитывать положения п. 3 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, в
соответствии с которым размер арендной платы может изменяться по соглашению
сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.
3. По вопросу применения
коэффициента-дефлятора.
В соответствии с абз.
2 п. 10 Правил в случае изменения рыночной стоимости земельного участка
коэффициент-дефлятор, указанный в п. 8 Правил, не применяется. Введение в
Правила коэффициента-дефлятора обусловлено необходимостью учета интересов
арендодателя в связи с изменяющимися условиями ведения арендатором земельного
участка определенной хозяйственной деятельности на протяжении промежутка
времени, на который заключен договор. В то же время использование указанной
переменной в договорах аренды позволяет арендатору снизить финансовые издержки,
связанные с возможной подготовкой отчета о рыночной стоимости соответственного
земельного участка.
Если с учетом требований договора аренды
и Постановления стороны договора аренды ежегодно подготавливают отчет о
рыночной стоимости земельного участка, то применение коэффициента-дефлятора не
требуется. Указанный вывод следует из положений Федерального закона от
29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" и Приказа Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254 "Об
утверждении Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке
(ФСО N 3)".
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
13.04.2010