Вопрос: О разъяснении положений
Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, устанавливающих единый порядок
размещения государственных и муниципальных заказов в целях предотвращения
злоупотреблений в указанной сфере. О недопустимости требования к участнику размещения
заказа о представлении справок из налоговых органов.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 декабря 2007 г. N Д04-4415
Департамент
стратегии социально-экономических реформ рассмотрел обращение о применении норм
Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон) при размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд и сообщает свое мнение.
Закон регулирует
отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе
устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства
экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении
заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников
финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических
лиц в размещении заказов и
стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции,
совершенствования деятельности органов государственной власти и органов
местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и
прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других
злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Участниками размещения заказов являются
лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта.
Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от
организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места
происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный
предприниматель.
Согласно ст. 11 Закона при размещении
заказа путем проведения торгов устанавливаются требования, предъявляемые к
участникам размещения заказа, а именно соответствие требованиям,
устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к
лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг,
являющихся предметом торгов.
Также заказчик обязан установить
требование о представлении участником размещения заказа копии документов,
подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям,
установленным Законом. Перечень документов, которые представляются участниками
размещения заказа в составе заявки на участие в конкурсе, установлен п. 3 ст.
25 Закона. Требовать от участника размещения заказа иные документы или
сведения, за исключением документов или сведений, предусмотренных п. 3 ст. 26
Закона, не допускается (ч. 4 ст. 26 Закона).
Относительно
вопроса, поставленного в обращении о представлении "всевозможных справок
из налоговых органов" Департамент сообщает, что Закон устанавливает единые
правила и процедуры размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и в ст. 11 Закона
определяет ряд обязательных требований к участникам размещения заказов: непроведение ликвидации участника размещения заказа,
признание участника размещения заказа банкротом, неприостановление
деятельности участника размещения,
отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам,
сборам и иным обязательным платежам, а также соответствие участников размещения
заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством
Российской Федерации. При этом п. 6 ст. 11 определено, что проверка
соответствия участников размещения заказа требованиям, установленным Законом, возложена
на заказчика. При этом заказчик не вправе возлагать на участников размещения
заказа обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.
Таким образом, требование заказчика о
представлении участником размещения заказа справок из налоговых органов
является нарушением Закона.
По вопросу,
поставленному в обращении об установлении заказчиком "на начальном этапе
предельных цен лотов на оборудование", Департамент сообщает, что ст. 21
Закона определено, что при проведении открытого конкурса на размещение заказов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд заказчик обязан в извещении о проведении открытого конкурса
наряду с другими показателями указать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота) (п. 7 ст. 21).
Таким образом, заказчик самостоятельно
устанавливает начальную (максимальную) цену контракта (цену лота) с учетом
необходимости поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для
государственных или муниципальных нужд.
Для проверки благонадежности предприятия
Законом предусмотрено, что при размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд заказчик обязан в
конкурсной документации установить обязательное требование к участникам
размещения заказа об отсутствии их в реестре недобросовестных поставщиков (ст.
11 Закона).
Сведения о недобросовестных поставщиках
находятся в реестре недобросовестных поставщиков в течение двух лет (ст. 19
Закона).
Таким образом,
благонадежность предприятия может быть установлена отсутствием предприятия в
реестре недобросовестных поставщиков, в который включаются сведения об
участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или
муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с
которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда
расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или
муниципальных контрактов. Сведения,
содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, доступны для ознакомления
на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет по адресу:
http://www.zakupki.gov.ru без взимания платы.
Заместитель директора
Департамента стратегии
социально-экономических реформ
А.Т.КАТАМАДЗЕ
04.12.2007