Вопрос: Об отмене землеустроительного
дела; об образовании и осуществлении государственного кадастрового учета
земельных участков.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 апреля 2010 г. N Д23-1530
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) в рамках своей
компетенции рассмотрел обращение и по затронутым в обращении вопросам сообщает
следующее.
1. По вопросу об отмене землеустроительного
дела.
Действующее законодательство не
предусматривает возможность отмены в административном порядке ранее
утвержденных землеустроительных дел. При этом необходимо отметить, что в
соответствии со ст. 26 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О
землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве) споры, возникающие при
проведении землеустройства, разрешаются в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Согласно ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации
земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Учитывая изложенное, полагаем, что
отрицательное заключение экспертной комиссии Управления Роснедвижимости
по области (далее - Управление) от 25 февраля 2010 г., полученное по
результатам проведенной государственной экспертизы землеустроительной
документации в отношении земельного участка, занимаемого кладбищем (далее -
Участок), в соответствии с действующим процессуальным законодательством может
быть использовано в суде.
Дополнительно сообщаем, что согласно
информации, предоставленной Росреестром, результаты
вышеуказанной экспертизы направлены Управлением прокурору г. Самары.
Необходимо
отметить, что после вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений
законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального
закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон) в
Земельном кодексе Российской Федерации произошла замена понятия "проект
границ земельного участка" на понятие
"схема расположения земельного участка на кадастровом плане или
кадастровой карте соответствующей территории" (далее - Схема расположения
земельного участка). Также внесены изменения в Закон о землеустройстве,
согласно которым земельные участки не являются объектами землеустройства, в связи с чем с даты вступления в силу Закона (17 мая 2008 г.)
проекты границ земельных участков не изготавливаются и не утверждаются,
землеустройство в отношении земельных участков не проводится. Определение
местоположения границ земельных участков осуществляется при проведении
кадастровых работ, результатом которых является межевой план. Требования к его
подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412
(далее - Требования).
2. Об образовании и осуществлении
государственного кадастрового учета земельных участков.
Порядок образования земельных участков
регулируется гл. I.1 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом в случае, если земельные участки образуются из земель,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с
предоставлением для целей, предусмотренных ст. ст. 30, 34, 36 Земельного
кодекса Российской Федерации, образование земельных участков осуществляется с
учетом требований указанных статей, в том числе обязательным условием
образования земельных участков в данном случае является наличие утвержденной
органом местного самоуправления Схемы расположения земельного участка. В
соответствии с действующим законодательством Схема расположения земельного
участка является основанием для проведения кадастровых работ
по определению местоположения границ образуемого земельного участка.
Постановка на государственный кадастровый
учет земельных участков осуществляется на основании представленных в орган
кадастрового учета соответствующего заявления и документов, предусмотренных ст.
22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре
недвижимости" (далее - Закон о кадастре), в том числе межевого плана.
Как следует из обращения, распоряжением
Департамента управления имуществом городского округа Самара от 25.01.2010 N 23
в отношении Участка утверждена Схема расположения земельного участка.
Таким образом, границы Участка
определяются в соответствии с вышеуказанной Схемой расположения земельного
участка при проведении кадастровых работ, результатом которых является межевой
план Участка.
Сведения об
объектах недвижимости и содержащие их документы, представленные для
осуществления государственного кадастрового учета в соответствии с п. 31
Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом
Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, проверяются на предмет выявления
отсутствия предусмотренных ст. ст. 26 и 27 Закона о кадастре оснований для
приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета
(далее - проверка документов). При
отсутствии таких оснований органом кадастрового учета принимается решение об
осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка.
Необходимо отметить, что Законом о
кадастре и иными нормативными правовыми актами в сфере регулирования
кадастровых отношений орган кадастрового учета не наделен полномочиями по
проверке правомерности принятия и оценке содержания принимаемых и утверждаемых
органами местного самоуправления документов, в том числе Схем расположения
земельных участков.
Орган кадастрового учета при проведении
проверки документов в отношении Схемы расположения земельного участка проверяет
только ее наличие в составе приложения межевого плана (п. 23 Требований) и не
проверяет соблюдение органом местного самоуправления действующего
законодательства при ее утверждении.
Надзор за соблюдением и исполнением
законов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с
Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской
Федерации" от имени Российской Федерации осуществляют органы прокуратуры.
Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с
Положением о Минэкономразвития России, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, не наделено
полномочиями по надзору за исполнением законов.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
26.04.2010