Вопрос: Об официальном истолковании норм
законодательства о банкротстве.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 мая 2010 г. N Д06-1416
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел письмо об официальном
истолковании законодательства о банкротстве и сообщает.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Минэкономразвития России не является органом, уполномоченным давать разъяснения
нормативных правовых актов. В этой связи Минэкономразвития России вправе лишь
высказать мнение по изложенному вопросу, не являющееся обязательным для правоприменителей.
Согласно ст. 224 Федерального закона от
26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее -
Закон о банкротстве), в случае если стоимость имущества должника - юридического
лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для
удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор)
обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника
банкротом.
Обращаем внимание, что нарушение
требований, предусмотренных п. 2 ст. 224, согласно ст. 226 Закона о
банкротстве, является основанием для отказа во внесении в единый
государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
Кроме того, учредители (участники) должника, руководитель должника и
председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), совершившие указанные
нарушения, несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования
кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей
должника.
В соответствии с положениями ст. 30
Закона о банкротстве в случае возникновения признаков банкротства,
установленных п. 2 ст. 3 названного Федерального закона, руководитель должника
обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества
должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.
При этом в процедуре ликвидации указанные
действия осуществляет ликвидационная комиссия (ликвидатор), поскольку в
соответствии с положениями ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят
полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от
имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
В целях предупреждения банкротства
организации учредители (участники) должника, собственник имущества должника -
унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о
признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление
платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление
платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на
основании соглашения с должником.
В соответствии со ст. 63 Кодекса после
окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия
составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о
составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных
кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Согласно обращению у общества с
ограниченной ответственностью имеются обязательства. При этом средств на их
погашение недостаточно. Следовательно, у ликвидационной комиссии (ликвидатора)
существует обязанность обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании
общества с ограниченной ответственностью банкротом. В этой связи отмечаем, что
указанные обязательства могут быть прекращены по основаниям, установленным в
Кодексе. В соответствии со ст. 407 Кодекса обязательство прекращается полностью
или частично по основаниям, предусмотренным Кодексом, другими законами, иными
правовыми актами или договором. Прекращение обязательства по требованию одной
из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
Кроме того, полагаем необходимым отметить,
что законодательством не устанавливается каких-либо ограничений по проведению
процедуры санации должника, находящегося в процессе ликвидации. В связи с чем представляется, что после утверждения
промежуточного ликвидационного баланса учредители (участники), собственник
имущества должника - унитарного предприятия, кредиторы и иные лица вправе
предоставить финансовую помощь ликвидируемому юридическому лицу в размере,
достаточном для погашения всех заявленных в срок обязательств в соответствии со
ст. 31 Закона о банкротстве.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
07.05.2010