Вопрос: О законности и обоснованности
действий администраций городов-курортов федерального значения Кисловодска,
Пятигорска, Железноводска, Ессентуков в части изменения целевого назначения
земельных участков, расположенных в пределах городских округов.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 мая 2010 г. N Д23-1772
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросу о законности и
обоснованности действий администраций городов-курортов федерального значения
Кисловодска, Пятигорска, Железноводска, Ессентуки в части изменения целевого
назначения земельных участков, расположенных в пределах городских округов.
Минэкономразвития России не наделено
полномочием давать оценку законности и обоснованности
деятельности вышеуказанных администраций городов-курортов федерального
значения.
Вместе с тем в пределах своей компетенции
считаем возможным сообщить следующее.
Согласно п. п. 2, 3
ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Федеральный закон
N 26-ФЗ), п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо
охраняемых природных территориях" курорты и их земли относятся к особо
охраняемым природным территориям. Их охрана
осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной)
охраны.
В настоящее время в Земельном кодексе
Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) между нормами, определяющими
состав категорий земель, содержится внутреннее противоречие. Так, в
соответствии со ст. 83 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в
черте населенного пункта, относятся к категории земель населенных пунктов, а
исходя из ст. 94 Земельного кодекса земли курортов, в том числе и земли населенных
пунктов, являющиеся городами-курортами, относятся к категории земель особо
охраняемых территорий и объектов.
В целях устранения данного противоречия
разработан проект федерального закона N 97705-5 "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и
некоторые законодательные акты Российской Федерации", который подготовлен
ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской
Федерации.
По мнению Минэкономразвития России,
земельные участки в границах населенных пунктов во всех случаях должны
относиться к землям населенных пунктов. Данная точка зрения
подтверждается положениями ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ
"О государственном кадастре недвижимости", ст. ст. 5 и 14
Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или
земельных участков из одной категории в другую", из содержания которых
следует, что при включении земельных участков в границы населенных пунктов
сведения о категориях данных земельных участков должны быть изменены органом кадастрового учета на категорию земель
населенных пунктов.
Что касается вопроса о предоставлении
земель особо охраняемых территорий в собственность граждан и юридических лиц,
отмечаем следующее.
В соответствии с п. 5 ст. 27 Земельного
кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности и расположенные в пределах особо охраняемых территорий,
ограничиваются в обороте. В связи с чем такие
земельные участки не могут быть предоставлены в частную собственность, за
исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27, п. 4 ст.
28 Земельного кодекса).
Запрет на предоставление в собственность
земель особо охраняемых территорий установлен также п. 8 ст. 28 Федерального
закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и
муниципального имущества" и п. 5 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002
N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно п. 2 ст. 27 Земельного кодекса
земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются
в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными
законами. Таким исключением можно считать, в частности, ст.
16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации", которой предусмотрено, что в
существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены
многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого
имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в
многоквартирном доме.
По вопросу об изменении разрешенного
использования земельных участков. Виды разрешенного
использования устанавливаются в правилах землепользования и застройки (ч. 6 ст.
30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а до их принятия в
градостроительном плане земельного участка (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от
29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса
Российской Федерации").
Изменение правил землепользования и
застройки не влияет на границы округов горно-санитарной охраны. В то же время
правила землепользования и застройки должны учитывать режимы использования
земельных участков в данных округах.
Кроме того,
необходимо принимать во внимание положения Федерального закона от 03.12.2008 N
244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов
федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или
муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к
федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или
муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об
особо охраняемых природных территориях".
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
13.05.2010