Вопрос: Об определении понятия
"земли общего пользования населенных пунктов" как объекта, не
подлежащего приватизации.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 августа 2008 г. N Д23-152
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросу об определении понятия
"земли общего пользования населенных пунктов" и сообщает.
Пунктом 12 ст. 85 Земельного кодекса
Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что земельные
участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами,
автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами,
пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных
территориальных зон и не подлежат приватизации.
Земельный кодекс не раскрывает понятия
"другие объекты", расположенные на земельных участках общего
пользования.
В Градостроительном
кодексе Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) применяется
термин "территории общего пользования", под которым понимается
возможность для неограниченного круга лиц беспрепятственного пользования ими
(п. 12 ст. 1), в неисчерпывающий перечень которых включаются площади, улицы,
проезды, набережные, скверы, бульвары. При этом
Градостроительный кодекс в п. 2 ч. 4 ст. 36 особо оговаривает, что действие
градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в
границах территорий общего пользования.
В связи с тем
что земельные участки общего пользования представляют собой как незастроенные,
так и застроенные территории, на земельных участках общего пользования могут
располагаться объекты незавершенного строительства или уже введенные в
эксплуатацию здания, строения и сооружения, отчужденные в частную собственность
в процессе приватизации.
В настоящее время
п. 1 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации
государственного и муниципального имущества" (в ред. от 13.05.2008) (далее
- Федеральный закон N 178-ФЗ) установлена общая норма, согласно которой
приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство
которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами
недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему
такое имущество, земельных участков,
занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не
предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем в
соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона N 178-ФЗ отчуждению не подлежат
земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги,
набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие). Согласно указанному пункту парки также входят в перечень объектов,
расположенных на земельных участках в составе земель общего пользования.
В то же время п. 3 ст. 28 Федерального
закона N 178-ФЗ обязывает собственников объектов недвижимости, расположенных на
земельных участках общего пользования, переоформить данные земельные участки в
аренду.
По общему правилу владение и пользование
или временное пользование имуществом, переданным в аренду, осуществляется
исключительно арендатором (ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее - Гражданский кодекс)). Следует отметить, что данная норма применительно
к земельным участкам общего пользования, переданным в аренду, на практике
затрудняет реализацию положения ст. 262 Гражданского кодекса о праве граждан
свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего
доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной
собственности.
Дополнительно информируем, что
Минэкономразвития России в соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 "О Министерстве экономического
развития Российской Федерации" не наделено правом давать
разъяснения действующего законодательства Российской Федерации.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
12.08.2008