Вопрос: О порядке кадастровой оценки
земель сельскохозяйственного назначения на территории Волгоградской области и
исчисления арендной платы за указанные земли.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 мая 2010 г. N Д06-1515
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросам кадастровой оценки
земель сельскохозяйственного назначения и исчисления арендной платы за
указанные земли и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития
России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию
Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего
законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение
по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.
1. По вопросу существенного различия
кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения в
зависимости от категории земель на территории Волгоградской области сообщаем
следующее.
Результаты государственной кадастровой
оценки земель поселений Волгоградской области утверждены Постановлением Главы
Администрации Волгоградской области от 03.08.2005 N 779.
Следует отметить, что на момент
проведения работ по определению кадастровой стоимости действовала Методика
государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденная Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337
(далее - Методика), в соответствии с которой проведение государственной
кадастровой оценки земель поселений осуществлялось по двум технологическим
линиям (в границах поселений с численностью жителей 10 000 человек и более и в
малых городах и поселках, сельских поселениях с числом
жителей до 10 000 человек) с применением различных подходов.
В настоящее время действуют Методические
указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов,
утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 (далее -
Методические указания), содержащие иной подход к определению кадастровой
стоимости, в том числе земельных участков, предназначенных для
сельскохозяйственного использования, в составе земель населенных пунктов.
Согласно пп.
2.4.3 Методических указаний кадастровая стоимость указанных земельных участков
устанавливается равной произведению среднего значения удельного показателя
кадастровой стоимости земельных участков, занятых сельскохозяйственными
угодьями в составе земель сельскохозяйственного назначения, в пределах того же
муниципального района на площадь земельных участков, без разделения населенных
пунктов по численности жителей.
Таким образом, действующими Методическими
указаниями установлен единый подход к определению кадастровой стоимости
земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования, в
составе земель населенных пунктов на основе кадастровой стоимости земельных
участков в составе земель сельскохозяйственного назначения того же
муниципального района.
Следует отметить, что согласно п. 3
Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316,
государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5
лет и не чаще одного раза в 3 года.
Однако в настоящее время на территории
Волгоградской области действуют результаты государственной кадастровой оценки
земель поселений, утвержденные в 2005 г.
В соответствии с ч.
1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане,
организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о
признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают,
что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или
иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные
препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической
деятельности.
2. По вопросу установления арендной платы
за пользование земельным участком в зависимости от его кадастровой стоимости
сообщаем следующее.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) использование земли в Российской
Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются
земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная
плата.
Порядок определения размера арендной
платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в
собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности,
устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов
Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Размер арендной платы является
существенным условием договора аренды земельного участка.
Пунктом 5 ст. 65 Кодекса установлено, что
для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в
государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая
стоимость земельного участка.
Таким образом, определение размера арендной
платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской
Федерации и муниципальной собственности, относится к компетенции
соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований и зависит в том числе от устанавливаемой
указанными органами ставки арендной платы за использование земельных участков.
Учитывая изложенное,
по мнению Департамента, в целях снижения арендной платы за земельные участки
необходимо обращаться в соответствующие органы власти и местного
самоуправления.
Следует отметить,
что Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582
(далее - Постановление) утверждены Основные принципы определения арендной платы
при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка,
условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности
Российской Федерации.
Арендная плата при аренде земельных
участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности,
определяется исходя из следующих основных принципов, утвержденных
Постановлением:
принцип экономической обоснованности, в
соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере,
соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их
разрешенного использования;
принцип предсказуемости расчета размера
арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов
государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок
расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной
платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты
расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность
определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принцип недопущения ухудшения
экономического состояния землепользователей и землевладельцев при
переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер
арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные
участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в
отношении таких земельных участков;
принцип учета необходимости поддержки
социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной
платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты
интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
19.05.2010