Вопрос: Об отсутствии необходимости
создания в субъектах Российской Федерации антикризисных центров в форме
автономных учреждений в целях методического обеспечения деятельности
арбитражных управляющих и экспертизы принимаемых ими решений.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 мая 2010 г. N Д06-1581
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России, рассмотрев письмо по вопросу обеспечения экспертизы
принимаемых арбитражными управляющими решений и создания антикризисных центров
в субъектах Российской Федерации в форме автономных учреждений, в пределах
своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.
При этом указанным Постановлением к
компетенции Минэкономразвития России не отнесены функции по контролю
за реализацией процедур, применяемых в деле о банкротстве, включая
процедуры финансового оздоровления и внешнего управления.
В соответствии со ст. 20 Федерального
закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
(далее - Закон о несостоятельности) арбитражным управляющим признается
гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих.
Согласно п. 2 указанной статьи
саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает
обязательные условия членства в этой организации, в том числе наличие
высшего профессионального образования, стажа работы на руководящих должностях и
стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, а также сдача
теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих.
Следует отметить, что Единая программа
подготовки арбитражных управляющих, утвержденная Приказом Минэкономразвития
России от 10.12.2009 N 517, предусматривает изучение широкого круга вопросов
нормативно-правового регулирования в сфере несостоятельности (банкротства), в том
числе в отношении осуществления процедур финансового оздоровления и внешнего
управления. Указанная Программа также предусматривает изучение вопросов
налогообложения, бухгалтерского учета, финансового анализа и планирования в
деятельности арбитражного управляющего.
Организация и проведение теоретического
экзамена осуществляются комиссиями, в состав которых включаются специалисты,
имеющие ученую степень в области экономики или юриспруденции, либо не менее чем
трехлетний опыт работы в сфере антикризисного управления, а также
государственные служащие. При этом в соответствии с п. 7 Правил проведения и
сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных
управляющих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
28.05.2003 N 308, успешно сдавшим теоретический экзамен считается лицо, ответы
которого минимум на 80 процентов вопросов экзаменационного билета комиссия
оценила как правильные.
В этой связи выводы о направленности
действующей системы подготовки арбитражных управляющих в основном на цели
проведения ликвидационной процедуры, а также обобщенные выводы об отсутствии у арбитражных управляющих необходимых знаний для
проведения реабилитационных процедур банкротства представляются
необоснованными.
Необходимо также отметить, что п. 1 ст.
20.3 Закона о несостоятельности предусмотрена возможность привлечения
арбитражным управляющим для обеспечения возложенных на него обязанностей на
договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника.
Соответствующие лица могут быть
привлечены арбитражным управляющим, например, в случае необходимости
использования при принятии решений специальных знаний и навыков в определенной
сфере.
Пунктами 2 и 4 вышеуказанной статьи
установлена обязанность арбитражного управляющего разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на
него обязанностей в деле о банкротстве, и действовать добросовестно и разумно в
интересах должника, кредиторов и общества. При этом ст. 20.4 Закона о
несостоятельности для арбитражного управляющего установлена ответственность за
неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 22 Закона о
несостоятельности саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана
контролировать профессиональную деятельность членов саморегулируемой
организации в части соблюдения требований настоящего Федерального закона,
других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной
деятельности.
С учетом изложенного, а также принимая во
внимание неопределенность правового статуса, компетенции и источников
финансирования деятельности соответствующих учреждений, аргументация в пользу
необходимости создания в субъектах Российской Федерации антикризисных центров в
форме автономных учреждений в целях методического обеспечения деятельности
арбитражных управляющих и экспертизы принимаемых ими
решений не представляется достаточно убедительной.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
25.05.2010