Вопрос: Об ограничениях и пределах,
указанных в ст. 11 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ; о законности запрета
использования сведений из отчета в ходе судебного процесса путем включения
ограничительного условия в отчет об оценке; о достоверности сведений об объекте
оценки, содержащихся в отчете, пока в судебном порядке не установлено иное.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 мая 2010 г. N Д06-1637
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение о
применении норм правовых актов об оценочной деятельности.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития
России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию
Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего
законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение
по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.
Обращаем внимание,
что Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 519
"Об утверждении Стандартов оценки", на которое Вы ссылаетесь в своем
обращении, утратило силу с 1 января 2008 г. в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 08.11.2007 N 765 "О признании
утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по
вопросам оценочной деятельности". При осуществлении оценочной деятельности в настоящее время следует
руководствоваться Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной
деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) и
Федеральными стандартами оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и
требования к проведению оценки (ФСО N 1)", "Цель оценки и виды
стоимости (ФСО N 2)", "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)",
утвержденными Приказами Минэкономразвития России от 20.07.2007 N N 256, 255, 254 соответственно.
1. По вопросу об ограничениях и пределах,
указанных в ст. 11 Закона N 135-ФЗ, и касаются ли они сведений, на которых
базировался процесс оценки, сообщаем следующее.
Согласно абз. 9
ст. 11 Закона N 135-ФЗ в отчете об оценке должны быть указаны ограничения и
пределы применения полученного результата. На основании пп.
"б" п. 17 ФСО N 1 задание на оценку должно содержать предполагаемое
использование результатов оценки и связанные с этим ограничения.
Кроме того, в соответствии с абз. 8 ст. 11 Закона N 135-ФЗ оценщиком в отчете об оценке
должны быть указаны принятые при проведении оценки объекта оценки допущения.
Также задание на оценку должно содержать допущения и ограничения, на которых
основывается оценка (пп. "з" п. 17 ФСО N
1).
Таким образом, обязательное указание в
отчете сведений об ограничениях и пределах применения относится к итоговой
величине, определенной оценщиком в ходе проведения работ по оценке, и к области
ее предполагаемого использования. В свою очередь, допущения и ограничения,
использованные оценщиком при проведении оценки, по мнению Департамента,
касаются данных и сведений, на которых базировался процесс оценки.
Дополнительно стоит отметить, что в
соответствии с п. 19 ФСО N 1 информация, используемая при проведении оценки,
должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности, в том числе и
информация по допущениям и ограничениям, на которых основывалась оценка.
2. О законности запрета
использования сведений из отчета в ходе судебного процесса путем включения
соответствующего ограничительного условия в отчет об оценке сообщаем, что
согласно ст. 13 Закона N 135-ФЗ в случае наличия спора о достоверности величины
рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе
и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный
спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с
установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора
или договора или в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Таким образом, включение в отчет об
оценке ограничительного условия о запрете использования сведений из отчета в
судебном разбирательстве, по мнению Департамента, противоречит законодательству
в области оценочной деятельности, в частности ст. 13 Закона N 135-ФЗ.
3. По вопросу достоверности сведений об
объекте оценки, содержащихся в отчете, пока в судебном разбирательстве не
установлено иное, сообщаем следующее.
В соответствии с п. 18 ФСО N 1 оценщик
осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки
объекта оценки. Оценщик изучает количественные и качественные характеристики
объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости
объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения
оценщика должны быть применены при проведении оценки.
Однако, как отмечалось выше, на основании
п. 19 ФСО N 1 информация, используемая при проведении оценки, должна
удовлетворять требованиям достаточности и достоверности. Кроме того, оценщик
должен провести анализ достаточности и достоверности информации, используя
доступные ему для этого средства и методы.
Информация считается достаточной, если
использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению
характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не
ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки.
Информация считается достоверной, если
данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю
отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и
определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать
базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
На основании ст. 12 Закона N 135-ФЗ
итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в
отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с
объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, по мнению Департамента,
сведения, содержащиеся в отчете об оценке, признаются достоверными, пока в
судебном порядке не установлено иное.
Одновременно сообщаем, что исходя из норм
законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности
ответственность за сведения, указанные в отчете об оценке, несет оценщик, за
исключением случаев, когда в отчете об оценке оценщиком указаны соответствующие
допущения и ограничения.
Врио директора
Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
28.05.2010