Вопрос: Об обеспечении исполнения
государственного (муниципального) контракта в соответствии с положениями
Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 июня 2010 г. N Д22-802
Департамент развития конкуренции
рассмотрел обращение по вопросу обеспечения исполнения государственного
контракта и сообщает свое мнение.
Закупка товаров, работ, услуг для
государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с
положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон).
Положениями Закона предусмотрена
возможность установления со стороны заказчика требований, в том числе
обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта.
Обеспечение исполнения контракта как
обеспечительная мера, предусмотренная Законом, направлена на защиту
государственных и муниципальных заказчиков, а также расходуемых ими бюджетных
средств от недобросовестных участников размещения заказов. Данная мера является
косвенным подтверждением финансовой состоятельности организации
и ее твердых намерений и гарантий при исполнении государственного,
муниципального контракта.
В соответствии с положениями Закона (п.
15.2 ч. 4 ст. 22 Закона, п. 9 ч. 4 ст. 34 Закона, п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона)
заказчик, уполномоченный орган вправе, а в отдельных случаях обязан (если цена
контракта свыше 50 млн руб. или по контракту
предусмотрен аванс в размере более 30%) устанавливать требование обеспечения
исполнения контракта.
Способы обеспечения исполнения определены
положениями Закона (ч. 4 ст. 29 Закона, ч. 4 ст. 38 Закона). Это безотзывная
банковская гарантия, страхование ответственности по контракту, договор
поручительства или передача заказчику в залог денежных средств, в том числе в
форме вклада (депозита).
Способ обеспечения исполнения контракта
из указанных способов определяется участником конкурса, аукциона самостоятельно.
Исключением является предусмотренное положениями Закона право заказчика,
уполномоченного органа устанавливать в конкурсной документации, документации об
аукционе, что обеспечение исполнения государственного или муниципального
контракта в виде страхования ответственности по контракту не допускается.
Обеспечительные меры, связанные с
обеспечением исполнения контрактов, призваны повысить уровень защиты интересов
заказчиков от действий недобросовестных поставщиков, сократить риски, связанные
с утратой предоставленного авансового платежа и неисполнением контрактов.
Одновременно необходимо отметить, что ст.
15 Закона предусмотрена возможность проведения заказчиками специальных процедур
размещения заказа, участниками которых могут быть только субъекты малого
предпринимательства.
В целях поддержки
субъектов малого предпринимательства к процедурам размещения заказов для
государственных и муниципальных нужд, в том числе к открытым аукционам в
электронной форме, Минэкономразвития России разработало и внесло (Письмо от
13.03.2010 N 3618-ЭН/Д22) в Правительство Российской Федерации законопроект, в
соответствии с которым предусмотрен сниженный с 5% до 2% от начальной
(максимальной) цены контракта предельный размер обеспечения заявки на участие в торгах, который может применить заказчик при размещении
заказов для государственных и муниципальных нужд, проводимых среди субъектов
малого предпринимательства согласно ст. 15 Закона.
Установление сниженного предельного
размера обеспечения заявки на участие в торгах призвано повысить уровень
участия субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных
закупках через упрощение доступа к процедурам размещения заказов для
государственных и муниципальных нужд.
Заместитель директора
Департамента развития конкуренции
А.Т.КАТАМАДЗЕ
09.06.2010