Вопрос: Об обеспечении заявок на участие
в торгах, исполнении государственного контракта в соответствии с положениями
Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 июня 2010 г. N Д22-800
Департамент развития конкуренции
рассмотрел обращение по вопросу обеспечения заявок на участие в торгах,
исполнения государственного контракта и сообщает свое мнение.
Закупка товаров, работ, услуг для
государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с
положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон).
Положениями Закона предусмотрена
возможность установления со стороны заказчика требования:
- о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или
аукционе. Размер данного обеспечения может устанавливаться в пределах до пяти
процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) (ч. 4 ст. 20 и ч.
5 ст. 32 Закона);
- обеспечения исполнения государственного
(муниципального) контракта. Размер обеспечения может устанавливаться в пределах
до тридцати процентов от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота)
превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчики обязаны устанавливать
требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати
процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем
в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или в случае,
если размер аванса превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены
контракта, в размере, не превышающем на двадцать процентов размер
аванса, но не менее чем размер аванса (п. 15.2 ч. 4 ст. 22 и п. 9 ч. 4 ст. 34
Закона).
Указанные защитные механизмы,
предусмотренные Законом, установлены в целях защиты интересов государственных и
муниципальных заказчиков, а также расходуемых ими бюджетных средств от
недобросовестных участников размещения заказов и от рисков, связанных с
действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Статьей 15 Закона предусмотрена
возможность проведения заказчиками специальных процедур размещения заказа,
участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства.
В соответствии с
указанной статьей государственные заказчики, за исключением случаев размещения
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны
страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны
осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в
размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового
объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством
Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых
участниками размещения заказа являются такие субъекты, а государственные
заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства вправе
осуществлять такое размещение заказов.
При этом в извещении о проведении торгов
либо запроса котировок должна содержаться информация об участии субъектов
малого предпринимательства в указанных процедурах размещения заказов. Заявки,
поданные участниками размещения заказов, не являющимися субъектами малого
предпринимательства, подлежат отклонению. Постановлением Правительства
Российской Федерации от 17.03.2009 N 237 утверждены предельная начальная
(максимальная) цена контрактов (15 млн руб.) и
Перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд,
размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого
предпринимательства путем проведения соответствующих торгов, запросов
котировок.
В целях поддержки
субъектов малого предпринимательства к процедурам размещения заказов для
государственных и муниципальных нужд, в том числе к открытым аукционам в
электронной форме, Минэкономразвития России разработало и внесло (Письмо от
13.03.2010 N 3618-ЭН/Д22) в Правительство Российской Федерации законопроект, в
соответствии с которым предусмотрен сниженный с 5% до 2% от начальной (максимальной)
цены контракта предельный размер обеспечения заявки на участие в торгах, который может применить заказчик при размещении
заказов для государственных и муниципальных нужд, проводимых среди субъектов
малого предпринимательства согласно ст. 15 Закона N 94-ФЗ.
Установление сниженного предельного
размера обеспечения заявки на участие в торгах призвано повысить уровень
участия субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных
закупках через упрощение доступа к процедурам размещения заказов для
государственных и муниципальных нужд.
Заместитель директора
Департамента развития конкуренции
А.Т.КАТАМАДЗЕ
09.06.2010