Вопрос: О разработке проекта федерального
закона "О коллекторской деятельности" с
целью обеспечения защиты прав и интересов должника (физического лица) при
осуществлении коллекторской деятельности, в том числе
защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, и о
разработке проекта федерального закона "О реабилитационных процедурах,
применяемых в отношении гражданина-должника".
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 июня 2010 г. N Д06-1824
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции
сообщает.
Банковская деятельность в Российской
Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами
от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", от
10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.
В соответствии с действующим
законодательством порядок и условия предоставления кредита регулируются
договором между банком и клиентом, где учитываются риски невозврата кредита.
Уступка банком прав требования по кредитному договору в отношении заемщика
(независимо от личности заемщика - юридического или физического лица, а также
индивидуального предпринимателя) третьим лицам, в том числе и коллекторским агентствам, не противоречит действующему
законодательству.
С учетом роста просроченной задолженности
по выданным кредитам банки активно пользуются услугами коллекторских
агентств.
Деятельность коллекторских
агентств в настоящее время никем не контролируется, также отсутствуют
официальные рекомендации по организации работы в данной сфере бизнеса.
В своей работе коллекторские
агентства руководствуются в первую очередь Гражданским кодексом Российской
Федерации, а именно:
- гл. 24 "Перемена лиц в
обязательстве";
- гл. 30 "Купля-продажа";
- гл. 39 "Возмездное оказание
услуг";
- гл. 42 "Заем и кредит";
- гл. 49 "Поручение";
- гл. 52 "Агентирование".
Кроме того, основу регулирования коллекторской деятельности составляют:
- Кодекс об административных
правонарушениях Российской Федерации;
- Уголовный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 27.07.2006 N
152-ФЗ "О персональных данных";
- Федеральный закон от 30.12.2004 N
218-ФЗ "О кредитных историях";
- Федеральный закон от 27.07.2006 N
149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите
информации";
- Федеральный закон от 26.10.2002 N
127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
С учетом того, что действующие нормы не
учитывают всей специфики правового регулирования коллекторской
деятельности, Минэкономразвития России разрабатывается проект федерального
закона "О коллекторской деятельности"
(далее - законопроект о коллекторской деятельности).
Основной целью законопроекта о коллекторской деятельности является обеспечение защиты прав
и интересов должника (физического лица) при осуществлении коллекторской
деятельности, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни,
личной и семейной тайны.
Законопроектом о коллекторской
деятельности вводится требование к субъектам коллекторской
деятельности о наличии членства в саморегулируемой организации. Законопроектом
о коллекторской деятельности также предлагается
механизм, обеспечивающий имущественную ответственность субъектов коллекторской деятельности за вред, причиненный лицу, с
которым заключен договор на осуществление коллекторской
деятельности, должнику (физическому лицу), в отношении которого осуществляется
такая деятельность, а также третьим лицам. Способами обеспечения такой
ответственности являются обязательное страхование имущественной ответственности
субъектов коллекторской деятельности, а также
создание компенсационного фонда саморегулируемых организаций коллекторов,
формируемого за счет взносов.
На данный момент законопроект о коллекторской деятельности находится на стадии совместной
разработки с федеральными органами исполнительной власти.
Кроме того, в целях создания механизма
справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также освобождения
гражданина от долгов по результатам завершения реабилитационных процедур
Минэкономразвития России разрабатывается проект федерального закона "О
реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника"
(далее - законопроект).
В ходе реабилитационных процедур по
инициативе гражданина-должника может быть введена процедура реструктуризации
долгов на срок до пяти лет, направленная на урегулирование задолженности
гражданина, предусматривающая погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченных
органов, включенных в реестр требований кредиторов, в соответствии с условиями
плана, утверждаемого арбитражным судом в целях восстановления
платежеспособности гражданина.
В ноябре 2009 г. законопроект внесен в
Правительство Российской Федерации. Законопроект будет внесен в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации после принятия соответствующего
решения Правительством Российской Федерации.
Врио директора
Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
11.06.2010