Вопрос: О разъяснении отдельных положений
Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд".
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 мая 2006 г. N Д07-997
Департамент государственного
регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития России
рассмотрел обращение о разъяснениях отдельных положений Федерального закона от
21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее -
Закон) и сообщает.
1. Федеральным законом
от 02.02.2006 N 19-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений
законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального
закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд" в Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях вносятся дополнения в части
ответственности должностного лица за осуществление оплаты в течение
квартала без заключения контракта закупки одноименных товаров, одноименных
работ, одноименных услуг на сумму, превышающую размер, установленный
законодательством Российской Федерации.
Законом право заказчика осуществить
закупку без заключения контракта предусмотрено в случае, если такие товары,
работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую
установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера
расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по
одной сделке, то есть 60 тыс. руб.
Таким образом, должностное лицо несет
административную ответственность за закупки одноименных товаров, одноименных
работ, одноименных услуг в течение квартала на сумму, превышающую 60 тыс. руб.
Осуществляя закупки на сумму, не
превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного
размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими
лицами по одной сделке, заказчик вправе не проводить предусмотренные Законом
процедуры размещения заказа (конкурсы, аукционы, запросы котировок).
2. Процедуры размещения заказов для
муниципальных нужд за счет средств внебюджетных источников финансирования
Законом не регламентируются.
При этом органы местного самоуправления
вправе самостоятельно принимать решения в отношении порядка размещения заказов
за счет внебюджетных источников финансирования.
3. В соответствии со
ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств -
это бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных
средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Доходы бюджетного учреждения складываются
из доходов, получаемых из бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также
от осуществления учреждением предпринимательской и иной приносящей доходы
деятельности. В случае если в соответствии с учредительными документами
учреждению предоставлено право осуществлять приносящую
доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и
приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное
распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (п. 2 ст. 298
Гражданского кодекса Российской Федерации).
Данная статья устанавливает право
бюджетного учреждения самому распоряжаться средствами, полученными от приносящей
доход деятельности, т.е. определять, на покрытие каких нужд потратить эти
средства.
В то же время ст. 42 Бюджетного кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что доходы бюджетного учреждения,
полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности,
отражаются в доходах соответствующего бюджета. Таким образом, согласно
положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, полученные
бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход
деятельности, представляют собой одну из составляющих средств соответствующего
бюджета.
Таким образом, контроль расходования
средств из внебюджетных источников финансирования при размещении заказов
получателями бюджетных средств, наделенных полномочиями государственных
заказчиков, безусловно должен осуществляться.
4. В ч. 6 ст. 11 Закона
установлено, что проверка соответствия участников размещения заказа
требованиям, указанным в п. п. 2 - 4 ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона,
осуществляется заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной или аукционной
комиссией. При этом заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или
аукционная комиссия не вправе возлагать на участников размещения заказа
обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.
5. В соответствии с ч. 2 ст. 36 Закона
срок рассмотрения заявок на участие в аукционе не может превышать пяти дней со
дня окончания подачи на участие в аукционе.
В п. 6 ч. 4 ст. 34 Закона установлено,
что срок, в течение которого победитель аукциона должен подписать проект
контракта, должен составлять не менее 10 дней со дня подписания протокола
аукциона. В соответствии со ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации
этот срок не может превышать 20 дней.
В ч. 4 ст. 12
Закона установлено, что в случае установления недостоверности сведений,
содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа в
соответствии с ч. 3 ст. 25 или ч. 2 ст. 35 Закона, установления факта
проведения ликвидации участника размещения заказа - юридического лица или
проведения в отношении участника размещения заказа - юридического лица,
индивидуального предпринимателя процедуры банкротства либо факта
приостановления его деятельности в порядке,
предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях, заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная
комиссия вправе отстранить такого участника от участия в конкурсе или аукционе
на любом этапе их проведения, то есть вплоть до заключения контракта.
Таким образом, заказчик, уполномоченный
орган может иметь в своем распоряжении до 25 дней для подтверждения
соответствия участника размещения заказа установленным требованиям.
6. Закон и другие действующие нормативные
правовые акты не устанавливают требований к формату размещения протоколов на
официальных сайтах, таким образом, по нашему мнению, протоколы могут
размещаться на официальных сайтах как в отсканированном, так и в электронном
печатном виде. Как на официальных сайтах, так и официальных печатных изданиях
должны размещаться (публиковаться) протоколы, но не выписки или решения из
протоколов.
7. В ч. 4 ст. 10 Закона
установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые
соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам
заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и
сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения
аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов
соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем
проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В
случае, если товары, работы, услуги включены в
указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение
таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд
путем проведения конкурса не допускается.
Данные положения Закона определяют, что
заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в
перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки,
выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, не могут
размещаться путем проведения конкурсов. Однако заказы на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, не включенных в указанные
перечни, при соблюдении условия, что такие товары, работы, услуги
соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам
заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и
сравнить которые можно только по их ценам, могут размещаться путем проведения
аукционов.
Одновременно
сообщаем, что в соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона до установления
Правительством Российской Федерации перечней товаров, работ, услуг, размещение
заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется
путем проведения аукциона, решение о форме торгов принимается заказчиком
самостоятельно с учетом положений Закона, законов и иных нормативных правовых
актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов
местного самоуправления в части, не противоречащей Закону.
8. Закон не предусматривает необходимости
запечатывания заявок на участие в аукционе в конверты. Заявки на участие в
аукционе могут подаваться как в запечатанном, так и в открытом виде. Если
заявка на участие в аукционе представляется в запечатанном конверте (например,
по почте), заказчику, уполномоченному органу, для возможности получения
разъяснений представленных участником размещения заказа положений документов и
заявок, рекомендуется осуществлять вскрытие такого конверта непосредственно
после его получения.
9. В параграфе 3 Гражданского кодекса
Российской Федерации понятие "залог" используется применительно к
гражданско-правовым отношениям, связанным с обеспечением обязательств по
договорам, в которых сторонами выступают кредиторы и должники (залогодержатели
и залогодатели).
В государственных (муниципальных)
контрактах, заключаемых в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд,
стороны не являются кредиторами и должниками. Таким образом, можно говорить о
том, что Гражданский кодекс Российской Федерации напрямую не урегулирует
вопросы залогов по обеспечению исполнения обязательств по государственным
(муниципальным) контрактам, в этой связи, по нашему мнению, противоречия и
коллизии в данной части между Гражданским кодексом Российской Федерации и
Законом отсутствуют. Подтверждением этого вывода могут служить, например,
положения Таможенного кодекса Российской Федерации, в котором предусматривается
форма исполнения обязательств в форме залога денежных средств.
10. В ч. 1 ст. 24 Закона установлено, что
конкурсная документация должна быть размещена на официальном сайте одновременно
с размещением извещения о проведении открытого конкурса. Конкурсная
документация должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без
взимания платы.
В ч. 4 ст. 23 Закона установлено, что
конкурсная документация, размещенная на официальном сайте, должна
соответствовать конкурсной документации, предоставляемой в порядке,
установленном ч. 2 ст. 23 Закона.
В ч. 6 ст. 16 Закона установлено, что
доступ информации, размещенной на официальном сайте, в том числе получение
конкурсной документации, осуществляется без взимания платы.
Таким образом, любой участник размещения
заказа вправе получить конкурсную документацию без заявления, предусмотренного
ч. 2 ст. 23 Закона, из чего следует, что заявку на участие в конкурсе может
подать любой участник размещения заказа, получивший конкурсную документацию с
официального сайта. Заказчик, уполномоченный орган не вправе отказывать в
приеме заявок на участие в конкурсе, подготовленных на основании
размещенной на официальном сайте конкурсной документации.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования тарифов
и инфраструктурных реформ
Е.Ф.МИХАЙЛОВ
25.05.2006