Вопрос: О порядке выкупа юридическим
лицом земельного участка, предоставленного на праве постоянного бессрочного
пользования.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 июня 2010 г. N Д23-2304
Департамент недвижимости рассмотрел
обращение по вопросу выкупа земельного участка, предоставленного на праве
постоянного бессрочного пользования, и в пределах своей компетенции сообщает.
В соответствии с п.
7 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ)
приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на
земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного)
пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в
соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в
действие Земельного кодекса Российской
Федерации" (далее - Вводный закон). Вместе с тем сельскохозяйственные
угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта
Российской Федерации в размере не более 20 процентов кадастровой стоимости
сельскохозяйственных угодий.
Однако земельным законодательством не
установлена выкупная цена из государственной или муниципальной собственности
для несельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с Вводным законом
юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного)
пользования земельными участками на право аренды земельных участков или
приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами ст. 36
Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Юридические лица могут переоформить право
постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых
расположены линии связи, трубопроводы, дороги и другие линейные объекты, на
право аренды земельных участков или приобрести такие земельные участки в
собственность по ценам, предусмотренным п. п. 1 и 2 ст. 2 Вводного закона.
При этом выкупная цена земельных участков
в размере, не превышающем кадастровую стоимость земельных участков, применяется
непосредственно к собственникам зданий, сооружений, расположенных на этих
земельных участках (п. п. 1.1 и 1.2 ст. 36 Земельного кодекса).
Выкупная цена прочих земельных участков,
принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования, должна
определяться по общему правилу - на основании материалов оценки (ст. 8
Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в
Российской Федерации").
Таким образом, по мнению Департамента
недвижимости Минэкономразвития России, выкупная цена земельного участка
сельскохозяйственного назначения должна рассчитываться из расчета выкупной цены
сельскохозяйственных угодий и несельскохозяйственных угодий в зависимости от
наличия на таких землях зданий, строений и сооружений, либо линейных объектов
(дорог).
Кроме того,
сообщаем, что в Государственную Думу Российской Федерации 14.10.2009 повторно
внесен проект федерального закона N 130822-5 "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования
земель сельскохозяйственного назначения", который направлен на устранение
имеющегося пробела в законодательстве по цене приобретения в собственность
несельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения. Законопроектом предлагается наделить субъекты Российской Федерации
правом устанавливать эту цену в размере не более 5% кадастровой стоимости
несельскохозяйственных угодий. Одновременно предлагается снизить цену выкупа из
государственной и муниципальной собственности сельскохозяйственных угодий с 20
до 15 процентов их кадастровой стоимости. Законопроект поддержан Правительством
Российской Федерации и принят Государственной Думой Российской Федерации в
первом чтении.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
24.06.2010