Вопрос: Об
установлении с 1 января 2011 г. переходного периода с пониженными ставками
страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в инновационной
сфере, а также организаций средств массовой информации.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 июня 2010 г. N Д05-2087
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает.
Правительством Российской Федерации
утвержден комплекс мероприятий по реализации Федерального закона от 26.12.2008
N 294-ФЗ "О защите прав предпринимателей при осуществлении
государственного контроля", которые осуществляются в установленные сроки.
Так, Постановлением Правительства
Российской Федерации от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала
осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" определены
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие прием и учет
уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской
деятельности (в том числе розничной и оптовой торговли), и порядок подачи
уведомлений.
Кроме того, Постановлением предусмотрен
ряд важных положений:
- уведомления могут подаваться
непосредственно заявителем либо заказным почтовым отправлением;
- открытость реестров уведомлений;
- отсутствие платы за регистрацию
уведомлений, внесение записей в реестр и предоставление сведений, содержащихся
в реестре уведомлений.
Федеральным законом
от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) предусматривается переход
к страховым принципам формирования системы обязательного социального
страхования, в том числе установление единого для всех страхователей
(работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26% от выплат работникам при увеличении совокупного тарифа
взносов на все виды обязательного социального страхования до 34%. При этом
устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам,
обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных
внебюджетных фондов.
В связи с повышением нагрузки на
плательщиков страховых взносов указанными федеральными законами предусмотрен
ряд переходных положений компенсирующего характера.
Прежде всего, до 1 января 2011 г. размеры
тарифов страховых взносов не будут превышать действующую в 2009 г. ставку
единого социального налога, изменится лишь шкала для начисления взносов.
Далее, в переходный период 2011 - 2014
гг. федеральными законами предусматривается постепенное повышение страховых
тарифов для плательщиков страховых взносов, ранее использовавших льготные
налоговые режимы.
Кроме того,
федеральными законами сохранены действующий в настоящее время механизм учета
обязательных страховых взносов в составе расходов и механизм вычета сумм
страховых взносов из суммы единого налога, подлежащей уплате по специальным
налоговым режимам.
Снижение для отдельных категорий
плательщиков страховых тарифов относительно
установленных Законом N 212-ФЗ без одновременного изменения объема
финансируемых обязательств приведет к дефициту бюджетов государственных
внебюджетных фондов и будет противоречить страховым принципам системы.
Следует отметить,
что Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период
2012 и 2013 годов, одобренными на заседании Правительства Российской Федерации
20.05.2010, предусмотрены положения по установлению с 1 января 2011 г.
переходного периода с пониженными ставками страховых взносов для организаций,
осуществляющих деятельность в инновационной сфере, а также организаций средств
массовой информации. При этом уплату
взносов по полной ставке за указанных плательщиков предусматривается
осуществлять за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, субъекты малого и среднего
предпринимательства, осуществляющие деятельность в указанных сферах, смогут
воспользоваться предлагаемыми льготами.
Учитывая изложенное, вопрос о
распространении переходного периода с пониженными страховыми взносами на
дополнительные категории плательщиков взносов, для которых в настоящее время
такой период не предусмотрен, должен решаться исходя из возможностей финансирования
выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Также сообщаем, что в соответствии со ст.
5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи,
определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах
обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные
вознаграждения физическим лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые
индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели,
адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики
страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим
лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального
страхования не предусмотрено иное.
Если плательщик страховых взносов
относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов,
указанным в ч. 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде
обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые
взносы по каждому основанию.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
29.06.2010