Вопрос: Об
установлении корректирующего коэффициента К2 для целей
исчисления ЕНВД; о предоставлении государственной финансовой поддержки
субъектам малого предпринимательства, в частности в Ульяновской области.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июля 2010 г. N Д05-2138
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства Минэкономразвития России совместно с Департаментом
инвестиционной политики и развития частно-государственного
партнерства рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает
следующее.
В соответствии со
ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой
налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Исходя из предоставленных полномочий
представительные органы муниципальных образований вправе установить
нормативными правовыми актами значения коэффициента К2
в отношении каждого вида предпринимательской деятельности, учитывающего
совокупность особенностей его ведения на соответствующих территориях.
Так, в соответствии со ст. 346.27 Кодекса
К2 - это корректирующий коэффициент базовой
доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской
деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим
работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской
деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь
информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения,
площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой
изображения, количество автобусов любых типов, трамваев,
троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и
прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или)
размещения рекламы, и иные особенности.
Таким образом, при установлении
корректирующего коэффициента К2 могут быть учтены
такие особенности ведения, например, розничной торговли, как сезонность. В
связи с этим для решения указанного вопроса налогоплательщикам следует
обращаться в представительные органы муниципального района.
Также отмечаем, что в связи с множеством
проблем, связанных с применением единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности, считаем целесообразным его постепенную отмену и
перевод всех налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения или на
упрощенную систему налогообложения на основе патента. При применении данных
систем предприниматель сможет самостоятельно корректировать налоги в
зависимости от времени осуществления деятельности.
Кроме того, сообщаем, что в последние
годы наблюдается тенденция к снижению налоговой нагрузки в России.
В большинстве ведущих стран мира
налоговая нагрузка заметно выше нагрузки в России. Так, по данным "2010 Index of economic
freedom", The Heritage Foundation, в
Европейском Союзе налоговая нагрузка в 2009 г. составила около 40% ВВП, в
странах ОЭСР около 36%, тогда как в России 31,05% (36,9% - 2008 г.).
Таким образом, можно сделать вывод о том,
что налоговая нагрузка в России несколько ниже, чем в среднем по странам. В
рейтинге налоговых систем, по данным Международных обзоров "Paying Taxes 2010", "Paying Taxes 2009", "Paying Taxes 2008"
(совместно подготовленных Всемирным банком, IFC и PwC),
за 2009 г. Россия занимает 103-е место из 183 (2008 г. - 134-е место, 2007 г. -
130-е место).
Отчасти это связано с тем, что за
последние годы (2006 - 2009 гг.) был принят ряд мер, направленных на
стимулирование развития инновационной деятельности в России.
В дальнейшем основным вектором налоговой
политики должны являться реализация стимулирующих мер, направленных на развитие
новых производств, модернизацию существующих и повышение инновационной
активности в экономике, а также повышение роли имущественных налогов. Меры
налоговой политики должны оцениваться с точки зрения их востребованности
экономическими субъектами, а также возможности эффективного администрирования.
В частности, предлагаются следующие меры:
- распространение льготной ставки
страховых платежей в размере 14% на сектор IT (для компаний, прошедших
аккредитацию в Минсвязи России), проектные и научные организации,
аккредитованные в Минпромторге России и Минобрнауки России, и резидентов технико-внедренческих
особых экономических зон;
- установление отдельного налогового
режима (налог на прибыль - 0%; НДС - освобождение от налогообложения (по выбору
налогоплательщика); налог на имущество организаций - 0%; обязательные страховые
взносы - 14%; земельный налог - 0%; налог на доходы
физических лиц - 13%) сроком на 5 лет для вновь созданных инновационных
компаний и инновационных компаний, зарегистрированных не более чем за 2 - 3
года до момента введения спецрежима, в целях стимулирования
и внедрения инновационной деятельности;
- освобождение от налога на имущество энергоэффективного оборудования (по перечню и классам энергоэффективности) в целях стимулирования модернизации
компаний и использования современного энергоэффективного
оборудования;
- освобождение от налога на прибыль организаций
дохода от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке
ценных бумаг или включенных в листинг биржевого сектора ММВБ "Рынок
инноваций и инвестиций", при условии срока владения такими бумагами не
менее 5 лет и размере владения не менее 10%;
- освобождение от налога на прибыль
организаций, оказывающих услуги в сфере образования и здравоохранения;
- освобождение от налога на прибыль
организаций отчислений в пределах 3 - 5% от выручки в "фонд"
предстоящих расходов на НИОКР (для госкомпаний обязательно, для остальных
добровольно);
- оптимизация механизма администрирования
расходов на НИОКР, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций с
коэффициентом 1,5;
- упрощение администрирования
налогообложения физических и юридических лиц.
Также сообщаем, что с 2005 г.
Минэкономразвития России реализует комплекс мероприятий по государственной
поддержке малого предпринимательства. Средства федерального бюджета,
предусмотренные на государственную поддержку малого предпринимательства, предоставляются
Министерством на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации в
виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания
государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской
Федерации, в том числе на:
а) создание и развитие инфраструктуры
поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
б) поддержку субъектов малого
предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги),
предназначенные для экспорта;
в) развитие системы кредитования
субъектов малого предпринимательства;
г) создание и развитие инфраструктуры
поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
д) реализацию иных мероприятий субъектов
Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства;
е) ведение реестра субъектов малого
предпринимательства.
Государственная финансовая поддержка
малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 "О распределении и
предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства,
включая крестьянские (фермерские) хозяйства" (далее - Постановление).
Приказом Минэкономразвития России от
16.02.2010 N 59 в рамках реализации иных мероприятий субъектов Российской
Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства утверждены
Приоритетные мероприятия, в рамках которых выделяются средства на поддержку
начинающих предпринимателей, - гранты начинающим на создание собственного
бизнеса, развитие микрофинансирования, создание региональных гарантийных фондов
и т.д.
Подробная информация о программе
государственной поддержки, условиях и порядке участия в ней субъектов Российской
Федерации и субъектов малого предпринимательства содержится на Портале малого и
среднего бизнеса Минэкономразвития России www.economy.gov.ru.
Реализацию мероприятий по поддержке
субъектов малого предпринимательства в Ульяновской области осуществляет Департамент
развития предпринимательства аппарата Правительства
Ульяновской области.
Контактная информация: 432071, г.
Ульяновск, ул. Рылеева, д. 41; директор Гайнетдинов
Руслан Шевкатович, тел.: 8 (8422) 44-48-20, факс: 8
(8422) 41-48-12.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
02.07.2010