Вопрос: Об
изменении разрешенного использования земельного участка из состава земель
сельскохозяйственного назначения, в том числе на
который градостроительные регламенты не распространяются, а также о применении
положений Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих,
огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июля 2010 г. N Д23-2477
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу об изменении
разрешенного использования земельного участка из состава земель
сельскохозяйственного назначения и сообщает, что ответ на аналогичное обращение
был направлен Письмом от 26.03.2010 N Д23-1016.
Вместе с тем по существу вопроса считаем
необходимым отметить следующее.
По общему правилу разрешенное
использование земельных участков определяется градостроительным регламентом,
содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, ч. 2 и 6 ст.
30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем градостроительные
регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не
устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для
сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения
(ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Использование земельных участков, на
которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для
которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными
органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч. 7
ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем на основании ст. 4
Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие
Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в
установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил
землепользования и застройки, но не позднее чем до 1
января 2012 г. решение об изменении одного вида разрешенного использования
земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого
использования принимается главой местной администрации, за исключением
установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний.
Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном
уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами
представительного органа муниципального образования с учетом положений ч. 3 -
10 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части
соответствующих требований.
Таким образом, до принятия правил
землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2012 г. изменение
разрешенного использования земельного участка, на который градостроительные
регламенты не распространяются, осуществляется решением органа местного
самоуправления с учетом публичных слушаний.
Одновременно необходимо отметить, что
результаты публичных слушаний для принятия органом местного самоуправления
указанного решения также носят рекомендательный характер.
Что касается возможности применения к
отношениям, возникающим в связи с изменением разрешенного использования земельных
участков положений Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О
садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях
граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ), то следует отметить
следующее.
В соответствии со ст. 2 Федерального
закона N 66-ФЗ указанный Закон регулирует земельные отношения, возникающие в
связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих
объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, в той мере, в
какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.
Таким образом, требования к зонированию
территории, определенные гл. III Федерального закона N 66-ФЗ, установлены
исключительно в целях создания и деятельности садоводческих, огороднических или
дачных некоммерческих объединений, а в иных случаях подлежат применению нормы
земельного и градостроительного законодательства. Следует отметить, что в
соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 66-ФЗ граждане вправе вести
садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.
Учитывая изложенное, в настоящее время
собственник земельного участка, не являющийся членом дачного некоммерческого
объединения граждан, вправе изменить вид разрешенного использования земельного
участка "для крестьянского (фермерского) хозяйства" на вид
разрешенного использования "для садоводства и огородничества" на
основании решения органа местного самоуправления после проведения публичных
слушаний, носящих рекомендательный характер.
Вместе с тем орган местного
самоуправления вправе по своему усмотрению принять решение об отказе в
изменении вида разрешенного использования.
Отказ может быть обжалован в суде.
Врио директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
02.07.2010