Вопрос: О неправомерности требования заказчика о представлении в составе
заявки копий сертификатов соответствия на поставляемый товар, а также отказа в
допуске к участию в торгах участникам размещения заказа по причине отсутствия в
составе заявки сертификатов; о внеплановой проверке при нарушении
законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ о размещении
заказов.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 июля 2010 г. N Д22-1110
Департамент развития конкуренции
рассмотрел обращение по вопросу разъяснений, связанных с применением
Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон), и сообщает свое мнение.
1 и 2 вопросы.
В ч. 3 ст. 25, ч. 2 ст. 35 Закона
закреплены исчерпывающие перечни документов и сведений, которые должна
содержать заявка на участие в конкурсе, аукционе. Требования, предъявляемые к
котировочной заявке, содержатся в ст. 44 Закона.
Согласно положениям
Закона заявка на участие в конкурсе (аукционе) должна содержать предложение о
функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных
характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях
исполнения государственного или муниципального контракта, а также в случаях,
предусмотренных конкурсной документацией (документацией об аукционе), копии
документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям,
установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации
установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не
допускается требовать представления указанных документов, в случае если в
соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы
передаются вместе с товаром.
Требовать от
участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных пп. "а" - "в" п. 1, п. п. 2 и 3 ч. 3
ст. 25 Закона, ч. 2 ст. 35 Закона документов и сведений, не допускается.
В соответствии со ст. 456 Гражданского
кодекса Российской Федерации продавец обязан одновременно с передачей вещи
передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы
(технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.),
предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Из этого следует, что сертификаты
соответствия на поставляемый товар должны представляться одновременно с
передачей товара, при условии, что это требование предусмотрено условиями
исполнения государственного контракта и законодательством Российской Федерации.
Таким образом, требование заказчика о
представлении в составе заявки копий сертификатов соответствия на поставляемый
товар, а также отказ в допуске к участию в торгах участникам размещения заказа
по причине отсутствия в составе заявки указанных сертификатов являются
неправомерными.
Вопросы 3, 4.
В соответствии со ст. 8 Закона
участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение
государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа
может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы,
формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое
физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Таким образом,
юридическое лицо, претендующее на заключение контракта, но еще не подавшее
заявку на участие в торгах, обладает статусом участника размещения заказа и в
соответствии со ст. 57 Закона имеет право обжаловать в судебном порядке, а
также в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона, действия (бездействие)
заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора
электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если
такие действия (бездействие) нарушают права и
законные интересы участника размещения заказа.
Статьей 17 Закона
предусмотрено, что в случае поступления информации о нарушении законодательства
Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской
Федерации о размещении заказов осуществляется внеплановая проверка
уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере
размещения заказов органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом местного самоуправления муниципального
района, городского округа.
Заместитель директора
Департамента развития конкуренции
А.Т.КАТАМАДЗЕ
15.07.2010