Вопрос: О порядке
приватизации садовых земельных участков граждан - членов садового
некоммерческого товарищества.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 июля 2010 г. N Д23-2697
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу приватизации садовых
земельных участков граждан - членов садового некоммерческого товарищества
(далее - СНТ) и сообщает.
Государственная регистрация возникшего до
введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
(далее - Закон о регистрации) права на объект недвижимого имущества проводится
на основании заявления правообладателя (ст. 16 Закона о регистрации).
Основанием для ее проведения в соответствии со ст. 17 Закона о регистрации являются в том числе следующие документы:
акты, изданные органами государственной
власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке,
который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов
на момент их издания;
акты (свидетельства) о правах на
недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти
в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких
актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое
имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в
месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с
законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение,
прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с п.
4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих,
огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", в случае
если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического
или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому
объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего
Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое
объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в
собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом
организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо
другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом
объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного
участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом
государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими
правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого
гражданина или его представителя.
Государственная регистрация прав
собственности на указанные выше земельные участки осуществляется в соответствии
со ст. 25.2 Закона о регистрации. Принятие решений о предоставлении таких
земельных участков в собственность граждан не требуется.
Вместе с тем согласно информации,
содержащейся в обращении, земельный участок не был предоставлен СНТ в
установленном порядке.
В обоснование своего права на бесплатную
приватизацию садовых земельных участков СНТ ссылается на принятые органами
исполнительной власти г. Москвы и Московской области решения о развитии
коллективного и индивидуального садоводства рабочих и служащих предприятий и
организаций г. Москвы и Московской области.
Соответствующие решения приняты органами
исполнительной власти г. Москвы и Московской области в развитие постановлений
Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР.
Так, Постановлением Совета Министров СССР
от 24.02.1949 N 807 "О коллективном и индивидуальном огородничестве и
садоводстве рабочих и служащих" устанавливалось, что земельные участки для
садоводства рабочих и служащих из земель госземфонда
отводятся в ведение городских и поселковых исполкомов; городские и поселковые
исполкомы выделяли земельные участки под сады рабочих и служащих предприятиям,
учреждениям и организациям, а последние отводили участки рабочим и служащим.
Отводимые рабочим и служащим земельные участки под сады закреплялись за ними в
бессрочное пользование.
Аналогичные нормы были закреплены также в
Постановлении Совета Министров РСФСР от 16.12.1955 N 1522 "О дальнейшем
развитии садоводства и виноградарства рабочих и служащих".
Вместе с тем
Постановлением Совета Министров СССР от 18.09.1961 N 865 "Об отмене
закрепления за рабочими и служащими в индивидуальное пользование земельных
участков, отведенных под коллективные сады" установлено, что
землепользователями участков земли, выделенных предприятиям, учреждениям и
организациям под коллективные сады, должны быть садоводческие товарищества
рабочих и служащих, а не отдельные лица.
В связи с этим земельные участки в
коллективных садах перестали закрепляться за рабочими и служащими в
индивидуальное пользование.
Таким образом, с
момента издания данного Постановления граждане, за которыми земельные участки
под сады не были ранее закреплены в индивидуальное пользование, фактически
утратили право на закрепление за ними таких участков в бессрочное пользование в
соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24.02.1949 N 807 "О
коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и
служащих" и принятыми в его развитие нормативными актами.
Постановлением Совета Министров РСФСР от
18.03.1966 N 261 "О коллективном садоводстве рабочих и служащих в РСФСР" отменено Постановление Совета Министров
РСФСР от 16.12.1955 N 1522 "О дальнейшем развитии садоводства и
виноградарства рабочих и служащих".
Вместе с тем в
соответствии с п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо -
гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но
добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым
имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет,
приобретает право собственности на это имущество (приобретательная
давность).
Право собственности на недвижимое
имущество, приобретаемое в силу приобретательной
давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом
порядке.
По вопросу установления (регулирования)
цен на кадастровые работы сообщаем следующее.
Согласно п. 3 ст.
47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре
недвижимости" предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и
тому подобное) кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости,
иных имеющих существенное значение критериев могут устанавливаться субъектами
Российской Федерации на период до 1 марта 2015 г. При этом установленные в
соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в
упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого
имущества" до дня вступления в силу указанного Федерального закона
предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ
по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков,
предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства,
огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или
индивидуального жилищного строительства, признаются установленными в
соответствии с настоящей частью предельными максимальными ценами (тарифами,
расценками, ставками и т.п.) кадастровых работ в отношении указанных земельных
участков.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
19.07.2010