Вопрос: О праве предприятий торговли и общественного питания на получение
государственной поддержки; о продлении срока действия Федерального закона от
22.07.2008 N 159-ФЗ; об отсутствии оснований для применения Федерального закона
от 22.07.2008 N 159-ФЗ предприятиями, владеющими нежилыми помещениями на праве
хозяйственного ведения; об отсутствии оснований для переноса срока вступления в
действие статей Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 июля 2010 г. N Д05-2402
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу
оказания государственной поддержки малому и среднему предпринимательству, в том
числе предприятиям торговли и общественного питания, и в пределах своей
компетенции сообщает.
Федеральным законом
от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) предусмотрено оказание
поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, включающей в себя
финансовую, имущественную, консультационную поддержку, поддержку в области
подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в
области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку
субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих
внешнеэкономическую деятельность, а
также поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих
сельскохозяйственную деятельность.
Ежегодно на финансирование мероприятий по
оказанию государственной поддержки малому и среднему предпринимательству
выделяются средства как из федерального бюджета, так и
из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, субъекты малого и
среднего предпринимательства, в том числе предприятия торговли и общественного
питания, имеют право на получение государственной поддержки (за исключением
финансовой поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства,
осуществляющих производство и реализацию подакцизных товаров).
По вопросу продления срока действия
Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения
недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов
Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами
малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ)
сообщаем следующее.
В настоящее время в
соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 N 150-ФЗ "О внесении
изменения в статью 10 Федерального закона "Об особенностях отчуждения
недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов
Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами
малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации" срок действия Закона N 159-ФЗ
пролонгирован до 1 июля 2013 г.
По вопросу внесения
изменений в Закон N 159-ФЗ, предусматривающих право предприятий, владеющих
нежилыми помещениями на праве хозяйственного ведения или оперативного
управления, приобретать объекты недвижимого имущества в рамках реализации
Закона N 159-ФЗ, необходимо отметить, что положения Федерального закона
распространяются только на юридические и физические лица, являющиеся в
соответствии с законодательством Российской Федерации субъектами малого и
среднего предпринимательства.
Главой 19 Гражданского кодекса Российской
Федерации установлено, что имущество закрепляется на праве хозяйственного
ведения за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а на
праве оперативного управления - за казенными предприятиями и учреждениями.
Пунктом 1 ст. 4
Закона N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства отнесены внесенные
в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и
коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных
унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый
государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также
крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным Законом условиям.
Таким образом, предприятия и учреждения,
владеющие нежилыми помещениями на праве хозяйственного ведения или оперативного
управления, не являются субъектами малого и среднего предпринимательства и не
могут воспользоваться положениями Закона N 159-ФЗ.
Одновременно следует отметить, что в
соответствии со ст. 2 Закона N 159-ФЗ государственные или муниципальные
унитарные предприятия вправе отчуждать недвижимое имущество, принадлежащее им и
арендуемое субъектами малого или среднего предпринимательства, с согласия
собственника такого имущества в порядке, обеспечивающем реализацию
преимущественного права арендатора на приобретение указанного имущества.
По вопросу переноса
срока вступления в действие статей Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ
"О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее -
Закон N 212-ФЗ), предусматривающих переход к страховым принципам формирования
системы обязательного социального страхования, в том числе установление для
всех страхователей (работодателей) с 2011 г.
тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26%
от выплат работникам при совокупном тарифе взносов на все виды обязательного
социального страхования 34%, следует отметить следующее.
По информации, предоставленной Минздравсоцразвития России, предлагаемый в обращении
перенос срока вступления в действие Закона N 212-ФЗ до 2013 г. в части
увеличения тарифов страховых взносов для организаций малого и среднего
предпринимательства без одновременного изменения объема финансируемых
обязательств приведет к дефициту бюджетов государственных внебюджетных фондов и будет противоречить страховым принципам системы.
По информации Минфина России
возникающие с данным предложением расходные обязательства Российской Федерации
на 2011 - 2014 гг. не могут быть обеспечены бюджетными ассигнованиями, так как
Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010
год и на плановый период 2011 и 2012 годов" бюджетные ассигнования на
указанные цели в 2011 и 2012 гг. не предусмотрены.
Следует учитывать, что осуществление с
2010 г. мероприятий по совершенствованию пенсионной системы и необходимость
сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации требуют
выделения значительных ассигнований из федерального бюджета на повышение
размеров выплачиваемых пенсий и покрытие дефицита бюджета Фонда. Дополнительная
нагрузка на федеральный бюджет может осложнить решение этих вопросов.
Вместе с тем
считаем необходимым отметить, что исходя из положений послания Президента
Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации
2009 г., предусматривающих создание благоприятных условий для инновационной
деятельности, в том числе установление пятилетнего переходного периода в
отношении увеличения обязательных взносов на социальное страхование и четкого
определения, кому будут даны такие преференции, и во исполнение поручений
Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, а
также в соответствии с Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и
плановый период 2012 и 2013 годов, одобренными на заседании Правительства
Российской Федерации 20.05.2010, в настоящее время Минздравсоцразвития
России совместно с Минфином России, Минэкономразвития России и другими
заинтересованными федеральными органами проводится работа по согласованию
проекта федерального закона, предусматривающего установление переходного
периода в отношении увеличения обязательных страховых взносов для
организаций, занятых в сфере информационных технологий, инновационных компаний,
отвечающих определенным критериям, в том числе малых предприятий, создаваемых
при вузах и научных центрах, средств массовой информации, занятых издательской
и полиграфической деятельностью, тиражированием записанных носителей
информации, а также компенсацию соответствующих выпадающих доходов внебюджетным
фондам.
Таким образом, субъекты малого и среднего
предпринимательства, осуществляющие деятельность в указанных сферах, смогут
воспользоваться предлагаемыми льготами.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
21.07.2010