Вопрос: Об
определении грубых нарушений требований, установленных Федеральным законом от
24.07.2007 N 221-ФЗ, к выполнению кадастровых работ и оформлению
соответствующих документов (в частности, межевого плана), которые могут стать
основанием для принятия решений об отказе в осуществлении государственного
кадастрового учета.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 июля 2010 г. N 13293-ИМ/Д23
В связи с запросом
по вопросу определения критериев, по которым основания для принятия решений об
отказе в осуществлении государственного кадастрового учета могут быть связаны с
грубыми нарушениями кадастровым инженером требований, установленных Федеральным
законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"
(далее - Закон о кадастре), к выполнению кадастровых работ или оформлению
соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ,
Минэкономразвития России сообщает
следующее.
Согласно п. 4 ч. 7
ст. 29 Закона о кадастре квалификационный аттестат кадастрового инженера
аннулируется в случае принятия более чем десять раз в течение календарного года
органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении государственного
кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением кадастровым
инженером требований, установленных Законом о кадастре, к выполнению
кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ (за исключением
случаев, если такие решения были признаны недействительными в судебном порядке).
При этом Законом о кадастре не
установлено критериев, по которым основания для принятия решений об отказе в
осуществлении государственного кадастрового учета могут быть связаны с грубыми
нарушениями кадастровым инженером требований, установленных Законом о кадастре,
к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов,
подготовленных в результате таких работ.
Исходя из ч. 8 ст. 29 Закона о кадастре
квалификация допущенных кадастровым инженером нарушений в качестве грубых,
влекущих правовые последствия в виде аннулирования его квалификационного
аттестата, относится к полномочиям соответствующей квалификационной комиссии
либо судебного органа в случае обжалования решения указанной комиссии.
Вместе с тем, по
мнению Минэкономразвития России, в качестве грубых нарушений требований Закона
о кадастре к выполнению кадастровых работ, допущенных кадастровым инженером,
могут рассматриваться нарушения, повлекшие принятие органом кадастрового учета
решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по
основаниям, установленным п. 3 ч. 2, п. п. 2, 4, 5, 6 ч. 3, ч. 4, 5 ст. 27
Закона о кадастре.
По вопросу определения грубых нарушений
кадастровым инженером требований Закона о кадастре к оформлению документов,
подготавливаемых в результате выполнения кадастровых работ, полагаем
необходимым отметить следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона
о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении
государственного кадастрового учета в случае, если необходимые для кадастрового
учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о
кадастре. Такими документами, подготовка которых согласно Закону о кадастре
осуществляется кадастровым инженером, являются:
- межевой план;
- технический план;
- акт обследования.
Требования к подготовке указанных
документов установлены ст. ст. 38 - 42 Закона о кадастре. При этом ч. 12 ст.
38, ч. 10 ст. 41 и ч. 3 ст. 42 Закона о кадастре предусмотрено, что форма и
требования к подготовке вышеуказанных документов устанавливаются органом
нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В частности,
форма и Требования к подготовке межевого плана установлены Приказом
Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Приказ).
Вместе с тем, учитывая положения ст. 43
Закона о кадастре, до 1 января 2013 г. устанавливается переходный период, в
течение которого положения Закона о кадастре не применяются в отношении зданий,
сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В связи с этим до окончания переходного периода проверка соблюдения
требований Закона о кадастре к выполнению кадастровых работ и оформлению
документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета,
осуществляется только в отношении земельных участков.
Учитывая изложенное, по мнению
Минэкономразвития России, при оформлении межевого плана его форма должна
соответствовать форме, утвержденной Приказом, а содержание должно отвечать
требованиям к подготовке текстовой и графической частей межевого плана, установленным
ст. ст. 38 и 40 Закона о кадастре, а также Требованиями к подготовке межевого
плана, утвержденными Приказом (далее - Требования).
При этом при осуществлении проверки
межевого плана на соответствие требованиям к его подготовке, установленным Законом
о кадастре, к грубым нарушениям указанных требований могут быть отнесены, в
частности:
- несоответствие разделов или реквизитов
какого-либо раздела межевого плана установленной форме (несоответствие
требованиям к форме межевого плана);
- отсутствие в межевом плане сведений,
необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, в
зависимости от вида выполненных кадастровых работ, либо внесение в межевой план
необоснованных сведений об объекте кадастровых работ (несоответствие
требованиям к содержанию межевого плана).
Необходимо отметить, что классифицироваться как грубые нарушения требований к
оформлению межевого плана могут только нарушения однозначно урегулированных
Законом о кадастре или изданными в его развитие нормативными правовыми актами
правил. Так, например, до нормативного урегулирования требований к определению
средней квадратической погрешности положения
характерной точки границы или к определению предельно допустимой погрешности
определения площади указанные сведения в межевом плане не могут быть причиной
принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Кроме того, по мнению Минэкономразвития России, не могут рассматриваться в
качестве причины принятия решений об отказе в осуществлении государственного
кадастрового учета такие элементы оформления межевого плана, как:
- размер полей;
- вид, размер и цвет шрифта;
- тип и толщина линий;
- размер ячеек таблиц;
- размеры специальных условных знаков
(Приложение к Требованиям);
- иные формальные недостатки, допущенные
при подготовке межевого плана, которые не влияют на достоверность и
обоснованность содержащихся в нем сведений об объекте кадастровых работ, а
также на возможность внесения указанных сведений в государственный кадастр
недвижимости.
Дополнительно полагаем необходимым
рекомендовать органам кадастрового учета максимально подробно описывать причины
принятия решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета
в целях последующего рассмотрения квалификационными комиссиями вопроса о
наличии предусмотренных Законом о кадастре оснований
для принятия решений об аннулировании квалификационных аттестатов кадастровых
инженеров.
И.Е.МАНЫЛОВ
27.07.2010