Вопрос: Об
отсутствии оснований для проведения кадастровых работ и изготовления межевого
плана для государственной регистрации прав на ранее учтенные земельные участки,
предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства,
огородничества, садоводства; о порядке получения дубликата либо архивной
выписки в случае утраты правообладателем оригинала правоустанавливающих
документов на землю.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 июля 2010 г. N Д23-2892
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает.
Особенности предоставления в
собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их
садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям установлены
ст. ст. 14, 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих,
огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее -
Закон N 66-ФЗ). Полномочия органов управления садоводческим, огородническим или
дачным некоммерческим объединением определены в гл. V Закона N 66-ФЗ.
Согласно п. 3 ст.
28 Закона N 66-ФЗ граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными
земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или
постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права
собственности на такие земельные участки в соответствии со ст. 25.2
Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о
регистрации). Принятие решений о
предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в
этом случае не требуется.
При этом согласно п. 5 ст. 18 Закона о
регистрации копии актов органов государственной власти и актов органов местного
самоуправления, установивших права на недвижимое имущество, представляются на
государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из
которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен
правообладателю.
Кроме того, с 01.03.2010 отменено
требование об обязательном представлении непосредственно заявителями на
государственную регистрацию прав кадастровых паспортов земельных участков
(соответствующие положения исключены из ст. ст. 17 и 25.2 Закона о
регистрации).
Вместе с тем согласно п. 1.2 ст. 20
Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации
права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в
соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О
государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), за исключением
случаев, предусмотренных федеральным законом. В частности, такое исключение
предусмотрено ч. 11 ст. 45 Закона о кадастре для ранее учтенных земельных
участков, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства,
огородничества, садоводства.
При этом согласно ч. 1 ст. 45 Закона о
кадастре государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный
в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о
кадастре или в переходный период его применения, признается юридически действительным и такие объекты считаются объектами
недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре.
Таким образом, при наличии оснований
считать земельный участок ранее учтенным проведение кадастровых работ (и
изготовление межевого плана) для государственной регистрации прав на такой
земельный участок не требуется.
По мнению Росреестра, в случае утраты правообладателем оригинала
государственного акта о праве пожизненного наследуемого владения земельными
участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками,
свидетельства о праве собственности на землю и невозможности получить в
соответствующем органе государственной власти или органе местного
самоуправления, уполномоченном распоряжаться земельными участками, его дубликат
либо архивную выписку из распорядительного документа (постановления,
распоряжения) органа, уполномоченного распоряжаться земельными участками, о предоставлении земельного участка в связи с утратой архива
соответствующего органа полагаем возможным обращаться в суд с заявлением об
установлении факта, имеющего юридическое значение, в порядке, установленном ст.
265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, либо
воспользоваться одним из способов защиты гражданских прав, установленных ст. 12
Гражданского кодекса Российской Федерации. Защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания права (ст. 12
Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, необходимо отметить, что
соответствующий государственный акт, свидетельство, копия распорядительного
документа органа, уполномоченного распоряжаться земельными участками, о
предоставлении земельного участка могут находиться в архиве органа кадастрового
учета. При этом в соответствии со ст. 14 Закона о кадастре сведения, внесенные
в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), могут предоставляться по
запросам заявителей в виде копии документа, на основании которого сведения об
объекте недвижимости внесены в ГКН. По заявлениям граждан,
заинтересованных в выдаче копий документов, на основании которых сведения о
земельных участках были внесены в ГКН, выдаваемые копии документов заверяются в
соответствии с требованиями заверения копий, предусмотренными Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 04.08.1983 N 9779-Х "О порядке выдачи и
свидетельствования предприятиями и организациями копий документов, касающихся
прав граждан".
Согласно п. 1 ст. 19 Закона о регистрации
государственная регистрация прав приостанавливается государственным
регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для
государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных
документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный
регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений
и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них
сведений (в том числе посредством направления запросов для получения
недостающих сведений).
В этом случае на основании
соответствующего запроса государственного регистратора подразделение по
кадастровому учету территориального органа Росреестра
может направить (представить) подлинный документ, на основании которого
сведения об объекте недвижимости внесены в ГКН, в подразделение по регистрации
прав территориального органа Росреестра в порядке
внутриведомственного взаимодействия (с последующим "возвратом" в
архив).
Вместе с тем такой способ получения
оригинала правоустанавливающего (правоудостоверяющего)
документа и проведения на этом основании государственной регистрации прав не
может обеспечить права и законные интересы третьих лиц (и, соответственно,
гарантировать зарегистрированное право заявителя). В частности, оригинал
свидетельства о праве собственности на землю может находиться у третьего лица
на законных основаниях в связи с переходом к нему права до введения в действие
Закона о регистрации (до 31.01.1998) или в иных случаях, с которыми закон
связывает момент возникновения права.
Таким образом, по мнению Росреестра, легализация указанного способа получения
правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов
требует законодательного регулирования.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
29.07.2010