Вопрос: О соответствии выбранных при подготовке конкурсной документации
критериев оценки и сопоставления заявок требованиям Федерального закона от
21.07.2005 N 94-ФЗ и Правилам оценки заявок на участие в конкурсе на право
заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд,
утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 722.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 августа 2010 г. N Д22-1310
Департамент
развития конкуренции рассмотрел обращение по вопросу соответствия выбранных при
подготовке конкурсной документации критериев оценки и сопоставления заявок
требованиям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) и Правилам
оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или
муниципальный контракт на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N
722 (далее - Правила оценки заявок), и сообщает свое мнение.
В части используемых критериев оценки и
сопоставления заявок на участие в конкурсе, а также их значимости и формул,
используемых для расчета рейтингов, присуждаемых заявкам на участие в конкурсе
по критериям, представленный порядок соответствует положениям Закона N 94-ФЗ и
Правилам оценки заявок.
Вместе с тем имеются отдельные замечания
по показателям, используемым для оценки заявок на участие в конкурсе по
критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса".
В соответствии с ч.
4.1 ст. 28 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок
на участие в конкурсе в соответствии с указанным критерием вправе оценивать
деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта
выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического
оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для
выполнения работ, оказания услуг,
являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника
конкурса, в случае если это установлено содержащимся в конкурсной документации
порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
При этом следует учитывать, что оценка и
сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются в целях выявления
лучших условий исполнения контракта.
Показатель
"Соответствие предлагаемого содержания работ и ожидаемых результатов
техническому заданию" не может использоваться для выявления лучших условий
исполнения контракта, поскольку, если предлагаемое в заявке на участие в
конкурсе содержание работ и ожидаемых результатов не соответствует техническому
заданию, соответствующая заявка должна быть отклонена конкурсной комиссией на
этапе рассмотрения на основании п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ.
В связи с этим показатель
"Соответствие предлагаемого содержания работ и ожидаемых результатов
техническому заданию" следует уточнить, заменив его, например, на
"Степень проработанности технического предложения выполнения работ и
оптимальности предлагаемой участником конкурса методологии выполнения работ для
достижения наилучшего результата".
Содержание показателя
"Дополнительные услуги, предлагаемые участником размещения заказа в рамках
выполнения экспертизы по настоящему конкурсу" является неопределенным, в связи с чем его использование представляется некорректным.
Также, принимая во внимание предмет
размещаемого заказа, вызывает сомнение обоснованность использования следующих
показателей:
"Наличие в штате у участника
конкурса кандидатов и (или) докторов юридических и (или) экономических
наук";
"Наличие у участника конкурса филиалов
на территории Российской Федерации".
Имеются замечания по применению критерия
"Срок предоставления гарантии качества услуг". В соответствии с
Правилами оценки заявок в рамках указанного критерия оценивается срок
предоставления гарантии качества услуг, на который участник конкурса в случае заключения с ним
контракта принимает на себя обязательство по гарантии качества услуг. Для
определения рейтинга заявки по данному критерию в конкурсной документации
должен быть установлен в том числе объем предоставления
гарантии качества услуг (предмет и исчерпывающий перечень условий исполнения
гарантийного обязательства). Под объемом предоставления гарантий качества
товара, работ, услуг понимается совокупный объем расходов участника конкурса, с
которым заключается контракт, осуществляемых в случае наступления гарантийных
обязательств.
Вместо этого в порядке оценки объем
гарантии качества услуг выражается в обязанности участника размещения заказа в
случае признания его победителем конкурса и заключения государственного
контракта подготовить отчет об оценке на требуемую заказчиком дату.
Кроме того, в части оценки заявок на
участие в конкурсе по критерию "Срок (период) оказания услуг" следует
отметить.
При установлении максимального и
минимального срока оказания услуг у конкурсной комиссии могут возникнуть
сложности с определением итогового рейтинга заявки. Так, в случае если
предложенный в заявке срок (период) оказания услуг равен менее чем половине
максимального срока (периода) оказания услуг, установленного в конкурсной
документации, то такой заявке присваивается рейтинг по данному критерию, равный
50. В данном случае при указании в заявке срока (периода) оказания услуг,
равного 20, заявке такого участника присваивается рейтинг, равный 50, в
соответствии с Правилами оценки заявок. В то же время в случае если участник
конкурса указал в заявке срок (период) оказания услуг, равный, например, 23, то
в соответствии с Правилами оценки заявок по результатам расчетов заявке такого
участника присваивается рейтинг, равный 88. Таким образом, участник конкурса,
предложивший меньший срок (период) оказания услуг, оказывается в проигрышном
положении. В данной ситуации рекомендуется устанавливать только максимальный
срок поставки, при этом минимальный срок поставки, в соответствии с положениями
Правил оценки заявок, принимается равным 0.
Заместитель директора
Департамента развития конкуренции
А.Т.КАТАМАДЗЕ
03.08.2010