Вопрос: О
разъяснении положений п. 9 ст. 15 Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации".
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 августа 2010 г. N Д06-2592
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России рассмотрел обращение о толковании п. 9 ст. 15
Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ "О внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N
205-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.
В соответствии с
Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N
437, Минэкономразвития России является органом исполнительной власти,
осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое
регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности, в том числе в
области развития предпринимательской деятельности, имущественных отношений,
несостоятельности (банкротства). Согласно
Положению Министерство не уполномочено давать официальные разъяснения
нормативных правовых актов, за исключением изданных Минэкономразвития России, в
связи с чем Департамент корпоративного управления
вправе лишь высказать позицию по изложенным в обращении вопросам, которая не
является обязательной для правоприменителя.
Положениями Закона N 205-ФЗ вводятся в том числе новые правила, предусматривающие
сокращение сроков давности при оспаривании корпоративных актов (решений общих
собраний акционеров, участников, членов кооперативов, решений советов
директоров, коллегиальных исполнительных органов и др.), актов регистрирующего
органа, связанных с эмиссией ценных бумаг (решений о государственной
регистрации выпуска, отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг и др.),
а также не допускающие возможность их восстановления, за исключением случая,
когда лицо не подавало соответствующее "заявление под влиянием насилия или
угрозы".
Согласно п. 9 ст. 15 Закона N 205-ФЗ
положения о сокращенных сроках на предъявление в суд соответствующих требований
и порядке их исчисления применяются к тем требованиям, право на предъявление которых возникло со дня вступления в силу
указанного Федерального закона. В случаях же, когда требования возникли до даты
вступления в силу Закона N 205-ФЗ, новые правила о сроках применяются, если
период между днем вступления в силу указанного Закона и истечения срока, предусмотренного
ранее действовавшим законодательством, превышает срок, предусмотренный
"новыми" правилами о сроках. В таком случае новые сроки исчисляются
со дня вступления в силу Закона N 205-ФЗ.
Для целей определения периода между днем
вступления в силу рассматриваемого Закона и истечения срока, предусмотренного
ранее действовавшим законодательством, в обращении ставится вопрос о
необходимости определения даты истечения такого срока - истекает ли указанный
давностный срок до вступления в силу Закона N 205-ФЗ или же после вступления
его в силу.
По мнению заявителя, формулировки
рассматриваемого Закона в части определения даты истечения давностного срока,
предусмотренного ранее действовавшим законодательством, допускают двойственное
толкование, с чем никак нельзя согласиться.
Исходя из
системного толкования нормоположений Закона N 205-ФЗ
и гл. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом целей указанного
Закона можно утверждать, что положения п. 9 ст. 15 Закона N 205-ФЗ не
распространяются на те случаи, когда к моменту его вступления в силу давностный
срок для оспаривания соответствующих актов, решений, сделок уже истек.
Иное толкование п. 9 ст. 15 Закона N
205-ФЗ означало бы по сути безусловное "восстановление" уже истекших
сроков вступившим в силу Федеральным законом в ущерб интересам отдельных
участников гражданского оборота.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Р.А.КОКОРЕВ
06.08.2010