Вопрос: О мерах,
призванных препятствовать использованию процедур, применяемых в деле о
банкротстве, недобросовестными лицами.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 августа 2010 г. N Д06-2602
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу
преднамеренного или фиктивного банкротства предприятия и в части своей
компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере несостоятельности
(банкротства) и финансового оздоровления организаций. В компетенцию
Минэкономразвития России не входят полномочия по контролю (надзору) в сфере
несостоятельности (банкротства). В связи с этим Департамент вправе лишь
высказать мнение по изложенному вопросу, не являющееся обязательным для
применения.
Необходимо
отметить, что в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 N
127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о
несостоятельности), в случае если заявление должника подано должником в
арбитражный суд при наличии у должника возможности удовлетворить требования
кредиторов в полном объеме или должник не принял меры по оспариванию
необоснованных требований заявителя, должник несет перед кредиторами
ответственность за убытки, причиненные
возбуждением производства по делу о банкротстве или необоснованным признанием
требований кредиторов.
Контролирующие
должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным
обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с
момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении
вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения
указаний контролирующих должника лиц, или исполнения текущих обязательств при
недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу.
Руководитель
должника несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если
документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору,
составлению, ведению и хранению которых установлена законодательством
Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или
принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат
информацию об имуществе и обязательствах должника и их движении, сбор,
регистрация и обобщение которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской
Федерации, либо если указанная информация искажена.
Согласно ст. 34 Закона о
несостоятельности в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве,
кредиторы вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о назначении
экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного
банкротства.
Ответственность за преднамеренное
банкротство и неправомерные действия при банкротстве установлена Уголовным
кодексом Российской Федерации (ст. ст. 195 и 196) и Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях (ст. ст. 14.12, 14.13).
Согласно ст. 151 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации предварительное следствие по делам о
преступлениях, предусмотренных ст. ст. 195 и 196 Уголовного кодекса Российской
Федерации, производится следователями органов внутренних дел.
В соответствии со ст. 28.3 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях правом возбуждать дела
об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.12 и 14.13
указанного Кодекса, обладают должностные лица органов внутренних дел.
Таким образом, указанные меры призваны
препятствовать использованию процедур, применяемых в деле о банкротстве,
недобросовестными лицами.
Врио директора
Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
09.08.2010