Вопрос: Об
изменении установленного вида разрешенного использования земельного участка на
вид разрешенного использования "для дачного строительства"
собственником земельного участка, не являющимся членом дачного некоммерческого
объединения граждан.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 августа 2010 г. N Д23-3075
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу об изменении
разрешенного использования земельного участка и сообщает следующее.
По общему правилу разрешенное
использование земельных участков определяется градостроительным регламентом,
содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п. п. 2 и 6
ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем градостроительные
регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не
устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для
сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения
(п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Использование земельных участков, на
которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для
которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется
уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или
уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными
законами (п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо отметить, что порядок
принятия решения об изменении разрешенного использования земельных участков, на
которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для
которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в настоящее время
федеральным законодательством не определен.
В связи с этим
отмечаем, что, поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции Российской
Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,
согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты
Российской Федерации вправе
осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного
ведения до принятия соответствующих норм федерального законодательства.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 79
Земельного кодекса Российской Федерации запрет на использование в иных целях
земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения может быть
установлен только в отношении особо ценных продуктивных сельскохозяйственных
угодий, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень
кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Таким образом,
учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, до установления
федеральным законодательством порядка изменения разрешенного использования
земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не
распространяется или для которых градостроительные регламенты не
устанавливаются, изменение разрешенного использования таких земельных участков,
за исключением особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, может
осуществляться решением главы местной администрации с учетом публичных слушаний
в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального
закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного
кодекса Российской Федерации".
Вместе с тем результаты публичных
слушаний для принятия органом местного самоуправления указанного решения имеют
рекомендательный характер.
Что касается возможности применения к возникающим в связи с изменением разрешенного
использования земельных участков положений Федерального закона от 15.04.1998 N
66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих
объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ), то следует
отметить следующее.
В соответствии со ст. 2 Федерального
закона N 66-ФЗ указанный Закон регулирует земельные отношения, возникающие в
связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих
объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, в той мере, в
какой они не урегулированы земельным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, требования к зонированию
территории, определенные гл. III Федерального закона N 66-ФЗ, установлены
исключительно в целях создания и деятельности садоводческих, огороднических или
дачных некоммерческих объединений, а в иных случаях подлежат применению нормы
земельного и градостроительного законодательства. Следует отметить, что в
соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 66-ФЗ граждане вправе вести
садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.
Учитывая изложенное, в настоящее время
собственник земельного участка, не являющийся членом дачного некоммерческого
объединения граждан, вправе изменить установленный вид разрешенного
использования земельного участка на вид разрешенного использования "для
дачного строительства" на основании решения органа местного самоуправления
с учетом публичных слушаний.
Необходимо отметить, что в связи со
значительным объемом обращений по аналогичному вопросу соответствующие
разъяснения были направлены в Росреестр Письмом от
08.04.2010 N Д23-1220.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
10.08.2010