Вопрос: О
стоимости приватизации земельных участков, расположенных под объектами
недвижимости, находящимися в собственности коммерческих организаций и
индивидуальных предпринимателей.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 августа 2010 г. N Д05-2804
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства совместно с Департаментом недвижимости и Правовым
департаментом Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу
приватизации земельных участков, расположенных под объектами недвижимости,
находящимися в собственности предприятий, и в пределах своей компетенции
сообщает следующее.
Положением о Министерстве экономического
развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, установлено, что Минэкономразвития
России не вправе давать разъяснения о применении законодательства Российской
Федерации.
Для информации сообщаем, что в соответствии
со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если иное
не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию
земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют
граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на
условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный
участок указанные лица обращаются в исполнительный орган государственной власти
или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, с заявлением
о приобретении прав на земельный участок.
Приказом Минэкономразвития России от
30.10.2007 N 370 утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о
приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или
муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения,
сооружения (далее - Перечень). Указанным Перечнем предусмотрено представление следующих
документов:
- документов,
удостоверяющих личность заявителя или его представителя (п. п. 1 - 3 Перечня);
- документов, удостоверяющих
(устанавливающих) права на здание, строение, сооружение, находящиеся на
приобретаемом земельном участке, для подтверждения исключительного права на
приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных
участков в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 36
Земельного кодекса Российской Федерации (п. 4 Перечня);
- документов, удостоверяющих права на
приобретаемый земельный участок, - выписки из Единого государственного реестра
прав на недвижимое имущество и сделок с ним или копий иных документов,
удостоверяющих права (п. 5 Перечня);
- кадастрового паспорта земельного
участка (п. 6 Перечня);
- копий документов, подтверждающих право
приобретения земельного участка на определенном праве и на установленных особых
условиях (п. 7 Перечня).
Отсутствие упоминания в п. 7 Перечня
какого-либо конкретного документа обусловлено многообразием случаев
переоформления прав на земельный участок и подтверждающих такие случаи
документов, например:
- здания, строения, сооружения находятся
в собственности религиозных организаций и имеют религиозное и благотворительное
назначение;
- находящиеся в собственности здания,
строения, сооружения возведены на месте разрушенных или снесенных либо
реконструированных зданий, строений, сооружений, которые были отчуждены из
государственной или муниципальной собственности;
- земельные участки с расположенными на
них жилыми домами приобретены гражданами Российской Федерации в результате
сделок, совершенных до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N 1305-1
"О собственности в СССР";
- и т.п.
Единственной целью п. 7 Перечня является
уточнение условий переоформления прав на земельный участок.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 2
Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие
Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в
действие Земельного кодекса) до 1 января 2012 г. продажа земельных участков,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется:
- коммерческим
организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками
расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если
эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или
муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных
участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- коммерческим
организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками
расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если
эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках
вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или
муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
- гражданам и
некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких
земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности
указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу
Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для
указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных
участков в собственность.
При приобретении
земельных участков гражданами или юридическими лицами - собственниками
расположенных на них зданий, строений, сооружений цена на такие земельные
участки устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати
процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с
численностью населения свыше 3 миллионов человек, и двух с половиной процентов
кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской
Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей
местности цена земельного участка.
Таким образом,
коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся
собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на находящихся в
государственной или муниципальной собственности земельных участках, имеют право
приобретать земельные участки в собственность по стоимости, указанной в п. 1
ст. 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса, в том числе в случае,
если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания,
строения, сооружения.
Кроме того,
представляется необходимым отметить, что в соответствии с положениями ст. 13
Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного
органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных
законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым
актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина
или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Таким образом, решение Комитета земельных ресурсов об отказе в
приобретении в собственность земельного участка может быть обжаловано
заявителем в судебном порядке.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
20.08.2010