Вопрос: О создании
и функционировании саморегулируемых организаций в сфере строительства.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 сентября 2010 г. N Д05-2989
Департамент государственного
регулирования в экономике Минэкономразвития России рассмотрел обращение ООО по
вопросу создания саморегулируемых организаций в сфере строительства (далее -
СРО) и сообщает.
Решение о введении саморегулирования в
сфере предпринимательства было принято в целях снижения излишних
административных барьеров, оказывающих негативное влияние на развитие
предпринимательства, в том числе и в отношении строительных видов деятельности,
а также в целях повышения имущественной ответственности хозяйствующих
субъектов, учитывая, что данный вопрос в рамках лицензирования не может быть
решен.
Обязательное
членство хозяйствующих субъектов в СРО было введено Градостроительным кодексом
Российской Федерации, поскольку в соответствии с положениями ст. 55 Конституции
Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть
ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в
целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и
законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Для обеспечения более
плавного перехода от лицензирования к институту саморегулирования
Градостроительным кодексом Российской Федерации был предусмотрен также целый
ряд норм, направленных на снижение рисков этого перехода.
В частности, в
целях исключения необходимости вступления в члены СРО представителей малого и
среднего бизнеса Градостроительным кодексом Российской Федерации (ст. ст. 47,
48 и 52) предусмотрено, что виды работ в области строительства, не включенные в
перечень работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального
строительства, могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами без
вступления в СРО.
Виды работ, не включенные в этот
перечень, с 9 декабря 2008 г. могли осуществляться также и без наличия
лицензии.
В целях защиты
членов СРО Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что
решения по наиболее спорным и важным вопросам (например, избрание членов
постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой
организации, установление размеров вступительного и регулярных членских взносов
и порядка их уплаты, прекращение действия свидетельства о допуске) должны
приниматься на общем собрании членов СРО.
Помимо этого в целях соблюдения
общественных интересов СРО, обеспечения представительства и защиты интересов
СРО в органах государственной власти, органах местного самоуправления,
взаимодействия СРО и указанных органов, потребителей выполненных работ, которые
оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства,
предусмотрено создание национальных объединений СРО.
В разработке закона, предусматривающего
введение института саморегулирования, в Государственной Думе Федерального
Собрания Российской Федерации принимали участие в том
числе представители общественных организаций строителей. При обсуждении проекта
закона рассматривались вопросы о размерах членских взносов, количестве
участников саморегулируемых организаций, а также условия вступления
хозяйствующих субъектов в саморегулируемые организации.
В целях реализации положений
Градостроительного кодекса Российской Федерации Приказом Минрегиона
России от 09.12.2008 N 274 был утвержден Перечень работ, оказывающих влияние на
безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, учитывая большое число
поступивших в Минэкономразвития России обращений, в которых обращалось внимание
на то, что данный Перечень содержит работы, не оказывающие влияния на
безопасность объектов капитального строительства, большое число из которых
осуществляются представителями малого и среднего бизнеса.
В целях защиты интересов представителей
малого и среднего бизнеса было предложено сохранить в этом Перечне только те
работы, которые могут причинить вред неограниченному кругу лиц, а также выполнение которых несет риски нанесения неисправимых
механических воздействий при строительстве и влияет на безопасность при
последующей эксплуатации зданий и сооружений. Работы, которые несут
потребительские риски (например, установление электрической плиты или
домофона), а также работы, подлежащие иным формам контроля (надзор за
обеспечением пожарной безопасности, охраной окружающей среды и тому подобное),
должны быть исключены из него.
В настоящее время Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 утверждена новая
редакция Перечня, в которой учтены поступившие предложения.
Реализация данных предложений позволит
большему числу хозяйствующих субъектов, в том числе и представителям малого и
среднего предпринимательства, осуществлять многие виды работ в области
строительства без вступления в саморегулируемые организации.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
03.09.2010