Вопрос: О
представлении заявления о государственной регистрации перехода права
собственности на жилые помещения, предоставленные гражданам, уволенным с
военной службы; о представлении для целей государственной регистрации актов
приема-передачи жилых помещений; о приобретении жилого помещения в общую
совместную собственность всех членов семьи гражданина, уволенного с военной
службы.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 сентября 2010 г. N Д23-3517
Департамент недвижимости Минэкономразвития
России рассмотрел обращения по вопросам государственной регистрации прав
собственности граждан на жилые помещения, предоставленные им в рамках
Постановления Правительства Российской Федерации от 06.11.2009 N 903 "О
предоставлении в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых
помещений, находящихся в федеральной собственности", и сообщает.
1. По вопросу о представлении заявления о
государственной регистрации перехода права на жилые помещения, предоставленные
гражданам, уволенным с военной службы.
В соответствии с п.
1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о
регистрации) в случае, если права возникают на основании акта государственного
органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной
регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Следует обратить
внимание, что указанная норма регулирует вопрос возникновения прав, в то время как
в соответствии с Правилами приобретения в 2008 - 2009 годах квартир в
многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы,
утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2009 N
903 (далее - Правила), при предоставлении жилых помещений гражданам, уволенным
с военной службы, и членам их семей имеет место
переход права собственности на жилые помещения от Российской Федерации к
физическим лицам.
Государственная регистрация перехода
права собственности, при котором право лица, отчуждающего объект недвижимости,
прекращается, осуществляется посредством внесения в Единый государственный
реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) записи о
государственной регистрации права нового правообладателя (правообладателей) и
погашения специальным штампом записи о праве прежнего правообладателя.
Учитывая
изложенное, запись о государственной регистрации прекращения права
собственности Российской Федерации на жилое помещение вносится в ЕГРП при
наличии соответствующего заявления органа, осуществляющего функции по
управлению федеральным имуществом (уполномоченного им на это лица, в том числе
доверенностью).
Таким образом, для
государственной регистрации права собственности гражданина, уволенного с военной
службы, и членов его семьи на жилое помещение необходимы заявление Росимущества (его территориального органа) о
государственной регистрации перехода права собственности Российской Федерации
на соответствующее жилое помещение и заявление гражданина (и членов его семьи)
о государственной регистрации права собственности на него.
2. По вопросу о представлении для целей
государственной регистрации актов приема-передачи жилых помещений (далее - акт
приема-передачи).
Исходя из общих положений Гражданского
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) акт приема-передачи является
документом, подтверждающим факт передачи объекта недвижимости продавцом и
принятие его покупателем.
В рассматриваемом
случае оформленный Росимуществом акт приема-передачи
наряду с копией приказа (выпиской из приказа) Минрегиона
России о предоставлении жилого помещения в собственность граждан, уволенных с
военной службы, и членов их семей является правоустанавливающим документом, на
основании которого осуществляется переход прав на жилое помещение от Российской
Федерации к физическому лицу (данные документы подтверждают прекращение права
собственности Российской Федерации на жилое помещение и возникновение права собственности физического лица на него).
Как следует из ст. 17 Закона о регистрации,
основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения,
прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и
сделок с ним являются в том числе документы, которые в
соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие,
возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с п.
24 Правил орган местного самоуправления организует работу по передаче
гражданину, уволенному с военной службы, жилого помещения и подписанию акта
приема-передачи, один экземпляр которого остается у гражданина, уволенного с
военной службы, а другой направляется органом местного самоуправления в Росимущество с одновременным уведомлением об этом Минрегиона России и соответствующего органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 18 Закона о регистрации
документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход,
ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на
государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям,
установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию,
необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в
ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества, вид
регистрируемого права, а в установленных законодательством случаях должны быть
нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи
сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Кроме того, в соответствии
с п. 5 ст. 18 Закона о регистрации необходимые для государственной регистрации
прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной
форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия,
возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав,
представляются, если иное не предусмотрено Законом о регистрации, не менее чем
в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной
регистрации прав должен быть
возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих
документов.
Таким образом, оформление и
предоставление для целей государственной регистрации права акта приема-передачи
и копии приказа (выписки из приказа) Минрегиона
России о предоставлении жилого помещения в собственность граждан, уволенных с
военной службы, и членов их семей не менее чем в двух экземплярах необходимо в
силу прямого указания закона.
Необходимо также отметить, что, как
следует из п. 22 Правил, акт приема-передачи оформляется и, соответственно,
подписывается Росимуществом. При этом в случае, если
указанный акт подписывается не руководителем Росимущества,
необходимо подтверждение полномочий лица, подписавшего соответствующий акт от
имени Росимущества.
3. По вопросу приобретения жилого
помещения в общую совместную собственность всех членов семьи гражданина,
уволенного с военной службы.
Согласно п. 11 Правил жилое помещение,
предоставляемое в собственность, оформляется в общую совместную собственность
всех членов семьи гражданина, уволенного с военной службы.
При этом в соответствии со ст. 244
Кодекса общая собственность на имущество является долевой, за исключением
случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на
это имущество.
Вместе с тем на законодательном уровне
образование совместной собственности членов семьи, за исключением совместной
собственности супругов, не предусмотрено.
Учитывая изложенное, полагаем, что до
внесения изменений в Правила в целях приведения их в соответствие с действующим
законодательством жилое помещение может быть оформлено в общую совместную
собственность супругов (в случае, если в соответствующем приказе Минрегиона России указаны только супруги) либо в общую
долевую собственность членов семьи гражданина.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
06.09.2010