Вопрос: Об
устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков в случаях
пересечения границ земельных участков с границами
ранее учтенных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного
назначения; об отсутствии оснований для проведения экспертизы ранее
утвержденной землеустроительной документации.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 сентября 2010 г. N Д23-3547
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел
обращение открытого акционерного общества по вопросам, связанным с постановкой
на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых наземными
объектами магистральных нефтепроводов ОАО (далее - земельные участки ОАО), и
сообщает.
По информации, представленной Росреестром, по заявлениям о постановке на государственный
кадастровый учет земельных участков ОАО были приняты решения о приостановлении
и отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объектов
недвижимости.
Одним из оснований для принятия указанных
решений явились выявленные пересечения границ земельных участков ОАО с
границами ранее учтенных земельных участков, отнесенных к категории земель
сельскохозяйственного назначения (далее - земельные участки сельскохозяйственного
назначения).
При этом в соответствии с кадастровыми
сведениями описание местоположения границ земельных участков
сельскохозяйственного назначения соответствует требованиям действующего
земельного законодательства (определены координаты характерных точек границы с
соблюдением необходимой точности).
В соответствии с Федеральным законом от
24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее
- Закон о кадастре) уточнение местоположения границы земельного участка
допускается в следующих случаях:
1) при отсутствии в государственном
кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы
земельного участка;
2) в случае если содержащиеся в
государственном кадастре недвижимости координаты характерных
точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной
точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
3) в случае если содержащиеся в
государственном кадастре недвижимости координаты какой-либо
характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно
определить ее положение на местности (в государственном кадастре недвижимости
содержится несколько значений координат указанной характерной точки).
Кроме того, ч. 6
ст. 4 Закона о кадастре установлено, что истечение определенного периода со дня
завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к
точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр
недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или
картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе
систем координат, используемых для его ведения, не являются основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными
и (или) подлежащими уточнению.
При этом согласно
ч. 3 ст. 25 Закона о кадастре государственный кадастровый учет в связи с
изменением площади земельного участка и (или) изменением описания
местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного
участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при
которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах,
осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения
о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре
требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Таким образом, сведения о местоположении
границ земельных участков сельскохозяйственного назначения, в соответствии с
нормами, установленными Законом о кадастре, не подлежат уточнению (за
исключением случая исправления ошибок в местоположении границ земельного
участка).
Между тем согласно информации,
представленной Росреестром, при проведении
землеустроительных работ в отношении земельных участков сельскохозяйственного
назначения в границы данных земельных участков ошибочно были включены земельные
участки ОАО.
При этом информация о наличии смежных
границ земельных участков ОАО и земельных участков сельскохозяйственного
назначения, наложение на которые выявлено при проведении государственного
кадастрового учета, в государственном кадастре недвижимости отсутствует.
Таким образом, пересечение границ
земельных участков в вышеуказанном случае не может быть устранено путем уточнения
местоположения границ земельных участков сельскохозяйственного назначения в
связи с повышением точности определения координат характерных
точек границ таких земельных участков.
Разработка порядка
уточнения границ ранее учтенных земельных участков с использованием
картографической основы государственного кадастра недвижимости,
предусмотренного ч. 14 ст. 45 Закона о кадастре, согласно Приказу
Минэкономразвития России от 18.12.2009 N 534 "Об утверждении Концепции
создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на
недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, плана
подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и
развитие единой федеральной
системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и
государственного кадастрового учета недвижимости и плана реализации мероприятий
по созданию единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав
на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости", запланирована
в 2011 г.
До принятия
ведомственных нормативных правовых актов, определяющих порядок уточнения
органом кадастрового учета местоположения границ ранее учтенных земельных
участков, а также требования к формам и масштабам картографической основы
государственного кадастра недвижимости, исправление ошибок в местоположении
границ ранее учтенных земельных участков осуществляется с учетом рекомендаций,
изложенных в Письме Минэкономразвития России от 27.03.2009 N 4448-ИМ/Д23.
Кроме того, по вопросу о проведении
экспертизы землеустроительной документации необходимо отметить следующее.
В соответствии со ст. 1 Федерального
закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о
землеустройстве) землеустроительная документация - документы, полученные в
результате проведения землеустройства.
Между тем согласно Закону о
землеустройстве земельные участки не являются объектами землеустройства.
Таким образом, Положение о
государственной экспертизе землеустроительной документации, утвержденное
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 N 214 (далее -
Положение), должно применяться в части, не противоречащей действующему
законодательству.
Учитывая изложенное, в настоящее время
землеустроительная документация на земельные участки не составляется и
государственная экспертиза землеустроительной документации в отношении
земельных участков не проводится.
Кроме того, п. 12 Положения установлено,
что положительное заключение экспертной комиссии должно содержать выводы о
соответствии землеустроительной документации, представленной на экспертизу,
исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства,
о возможности ее утверждения и проведения землеустройства.
Отрицательное заключение может содержать
выводы о невозможности проведения землеустройства ввиду несоответствия
землеустроительной документации, представленной на экспертизу, исходным данным,
техническим условиям и требованиям проведения землеустройства, о необходимости
доработки (переработки) землеустроительной документации с учетом замечаний и
предложений экспертной комиссии и представления этой документации на повторную
экспертизу.
Таким образом, проведение экспертизы
ранее утвержденной землеустроительной документации Положением не предусмотрено.
Дополнительно сообщаем, что
Минэкономразвития России разработан и внесен в Правительство Российской
Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
нормативно-правового регулирования сервитутов", которым предусматривается,
в частности:
- возможность осуществления
изыскательских и исследовательских работ, геологического изучения недр,
разведки и добычи полезных ископаемых на условиях публичного сервитута;
- отсутствие необходимости изменения
категории земельного участка и его разрешенного использования в целях
осуществления изыскательских и исследовательских работ;
- возможность получения разрешения на
строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на основании
документа, подтверждающего установление публичного сервитута, наряду с иными
предусмотренными Градостроительным кодексом требованиями;
- отсутствие необходимости образования
земельных участков и проведения связанных с этим
кадастровых работ в целях установления публичного сервитута;
- внесение сведений в государственный
кадастр недвижимости о границах действия публичного сервитута в порядке
информационного взаимодействия как сведений о зонах с особыми условиями
использования территории, предоставляемых органом власти, принявшим решение об
установлении сервитута;
- отсутствие необходимости регистрации
публичного сервитута в Едином государственном реестре прав на недвижимое
имущество и сделок с ним.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
08.09.2010