Вопрос: О внесении
изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ в части установления
дополнительных требований к участникам размещения заказа в целях защиты от
недобросовестных участников.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 сентября 2010 г. N Д22-1673
Департамент развития конкуренции
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о внесении
изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон) и сообщает свое мнение.
В соответствии с письмом предлагается
внести изменения в Закон в части установления дополнительных требований к
участникам размещения заказа о наличии опыта выполнения эквивалентных тематике
конкурса работ и услуг, производственных мощностей, оборудования, трудовых и
финансовых ресурсов, а также деловой репутации, что позволит исключить
возможность участия в торгах недобросовестных участников.
В связи с этим Департамент развития
конкуренции сообщает следующее.
В целях защиты интересов государственных
и муниципальных заказчиков от недобросовестных участников, в том числе от
"фирм-однодневок", в Законе предусмотрен ряд защитных механизмов,
которые реализуются следующим образом:
1) в документации о торгах заказчик
устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товаров
(работ, услуг), а также иные характеристики соответствия товаров (работ, услуг)
потребностям заказчика. То есть заказчик в документации о торгах устанавливает,
"что купить", а не "у кого купить";
2) в документации о торгах заказчик
устанавливает требование к участникам на соответствие их требованиям,
устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации. То
есть если законодательством предъявляются необходимые требования к лицам,
осуществляющим соответствующую деятельность, то заказчик в документации о
торгах устанавливает требование к участникам о представлении необходимых
документов (лицензии, свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой
организацией, свидетельства о регистрации лекарственных средств и т.д.).
Кроме того, в документации о торгах
заказчик вправе устанавливать требование к участникам размещения заказа об
отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках
размещения заказа;
3) участник размещения заказа описывает в
заявке на участие в торгах качество товаров, работ, услуг, соответствующее
требованиям заказчика, представляет соответствующие документы (лицензию,
свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией, свидетельство
о регистрации лекарственных средств и т.д.), а также декларирует в своей заявке
отсутствие сведений о нем в реестре недобросовестных поставщиков.
Если участник размещения заказа
предлагает в заявке товары (работы, услуги), не отвечающие требованиям
заказчика, либо не представляет необходимые документы или находится в реестре
недобросовестных поставщиков, то такой участник размещения заказа, в
соответствии с положениями Закона, не допускается к участию в торгах.
Кроме того, в Законе предусмотрены
финансовые механизмы защиты от недобросовестных действий участников размещения
заказа:
1) к участию в торгах допускаются только
те участники, которые внесли денежные средства в качестве обеспечения своей
заявки в размере до 5 процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, если участник откажется от подписания контракта, то он теряет
указанные денежные средства, а контракт заключается с участником, занявшим
второе место. При этом проведения новой процедуры торгов не требуется;
2) до подписания контракта победитель
торгов должен предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта в виде
внесения денежных средств либо финансового обязательства третьей стороны,
которая поручится за исполнение контракта победителем торгов (банк, крупный
поручитель). При этом в случае неисполнения обязательств по контракту поставщик
(подрядчик) теряет до 30 процентов от стоимости контракта.
Таким образом, Законом предусмотрена
экономическая мотивация исполнителей контракта выполнять обязательства по
государственным и муниципальным контрактам добросовестно.
Принятие Федеральных законов от
17.07.2009 N 164-ФЗ и от 27.07.2010 N 240-ФЗ позволило заказчикам не применять
страхование ответственности в качестве финансового обеспечения исполнения
контрактов, так как страхование как вид обеспечения обязательств неэффективно
работало для целей обеспечения исполнения государственных и муниципальных
контрактов. Одновременно введение нового вида финансовых гарантий -
поручительства с ужесточением требований к поручителям (Федеральный закон от
27.07.2010 N 240-ФЗ) позволит заказчикам обеспечить надежность финансовых
гарантий исполнения обязательств и, как следствие, качество поставляемых
товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Таким образом, положения Закона
предусматривают защитные меры, позволяющие государственным (муниципальным)
заказчикам получить при размещении заказов качественные товары, работы, услуги
и обеспечить защиту от недобросовестных поставщиков.
Предлагаемые изменения в Закон в части
установления дополнительных требований к участникам размещения заказа
предусматривают введение дополнительной субъективной (административной, а не
экономической) квалификации, основанной на произвольных требованиях, в том
числе завышенных, что приведет к ограничению круга участников размещения
заказа, развитию коррупции и неэффективному расходованию бюджетных средств.
Заместитель директора
Департамента развития конкуренции
А.Т.КАТАМАДЗЕ
17.09.2010