Вопрос: О форме
акта контроля за проведением землеустройства; о
планировании контроля за проведением землеустройства; о проведении
государственной экспертизы ранее утвержденной землеустроительной документации.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 сентября 2010 г. N Д23-3748
Департамент
недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости)
рассмотрел обращение по вопросам, касающимся порядка применения Постановлений
Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1061 "Об утверждении
Положения о контроле за проведением землеустройства" (далее - Положение о
контроле) и от 04.04.2002 N 214 "Об утверждении Положения о
государственной экспертизе землеустроительной документации" (далее -
Положение об экспертизе), и сообщает следующее.
1. По вопросу о форме акта контроля за проведением землеустройства
В соответствии с п. 10 Положения о
контроле в случае выявления нарушения требований законодательства Российской Федерации,
а также утвержденных в установленном порядке технических условий проведения
землеустройства и требований к нему в акте контроля за
проведением землеустройства указываются:
а) описание выявленных нарушений;
б) ссылки на нормативные правовые акты, технические
условия проведения землеустройства и требования к нему, которые нарушены;
в) рекомендации по устранению выявленных
нарушений, являющиеся обязательными для лиц, осуществляющих проведение
землеустройства.
В настоящее время Департаментом
недвижимости разработан, а Росреестром согласован
проект приказа Минэкономразвития России "Об утверждении формы акта контроля за проведением землеустройства" (далее -
Проект). В Проекте предусмотрено отражение сведений, установленных п. 10
Положения о контроле.
Кроме того, по мнению Департамента
недвижимости, до утверждения Проекта в целях осуществления контроля
за проведением землеустройства может применяться типовая форма акта
проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального
контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденная
Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (далее - типовая форма
акта проверки). Департамент недвижимости полагает, что сведения, установленные
п. 10 Положения о контроле, могут быть указаны в строке "Выявлены
нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными
актами" типовой формы акта проверки.
2. По вопросу о планировании контроля за проведением землеустройства
Положением о контроле предусмотрено, что контроль за проведением землеустройства (далее - контроль)
проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N
134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при проведении государственного контроля (надзора)".
Вышеупомянутый Закон утратил силу в связи
с принятием Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон).
В соответствии с ч. 6.3 ст. 9 Закона
порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его
представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма
ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
Вместе с тем Департамент недвижимости
поддерживает позицию Росреестра в части отсутствия
возможности планирования контроля.
Кроме того,
согласно ст. 8 Закона и Правилам предоставления уведомлений о начале
осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета
указанных уведомлений, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 16.07.2009 N 584, работы по землеустройству не включены в перечень
работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о
начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем представляется уведомление в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган
исполнительной власти.
Таким образом, по
мнению Департамента недвижимости, контроль может осуществляться только в форме
внеплановых проверок в случае получения от органов государственной власти,
органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных
доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований
законодательства Российской Федерации при проведении землеустройства на
основании заявления лица, заинтересованного в проведении контроля.
Дополнительно сообщаем, что в настоящее
время Департаментом недвижимости разработан и направлен на согласование в Росреестр проект федерального закона "О внесении
изменений в статью 5 и признании утратившей силу статьи 7 Федерального закона
"О землеустройстве".
3. По вопросу о проведении
государственной экспертизы ранее утвержденной землеустроительной документации
В соответствии со ст. 1 Федерального
закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о
землеустройстве) землеустроительной документацией являются документы,
полученные в результате проведения землеустройства.
Между тем согласно Закону о землеустройстве
земельные участки не являются объектами землеустройства.
Следовательно, Положение об экспертизе
должно применяться в части, не противоречащей действующему законодательству.
Учитывая изложенное, в настоящее время
землеустроительная документация на земельные участки не составляется и
государственная экспертиза землеустроительной документации в отношении
земельных участков не проводится.
Таким образом, по мнению Департамента
недвижимости, проведение экспертизы утвержденной землеустроительной документации
возможно в случае поступления на экспертизу землеустроительной документации,
полученной в результате землеустроительных работ в отношении объектов
землеустройства, установленных ст. 1 Закона о землеустройстве.
При этом необходимо отметить, что согласно
п. 5 Положения об экспертизе землеустроительная документация представляется на
экспертизу в соответствии с устанавливаемыми Федеральной службой земельного
кадастра России техническими условиями и требованиями проведения
землеустройства, регламентирующими ее состав и правила оформления.
Кроме того, в соответствии с п. 7
Положения об экспертизе Федеральная служба земельного кадастра России или ее
территориальный орган в срок не более 7 дней с даты
регистрации землеустроительной документации уведомляет заказчика
экспертизы:
о принятии землеустроительной
документации на экспертизу (при соответствии представленной документации
установленным согласно п. 5 Положения об экспертизе техническим условиям и
требованиям);
о сроках представления недостающей
землеустроительной документации.
Исходя из
вышеизложенного Департамент недвижимости полагает, что в случае поступления на
экспертизу ранее утвержденной землеустроительной документации, подготовленной в
отношении земельного участка, Росреестром или его
территориальным органом может быть принято решение об отказе в экспертизе
указанной землеустроительной документации.
Также следует отметить, что согласно п.
12 Положения об экспертизе положительное заключение экспертной комиссии должно
содержать выводы о соответствии землеустроительной документации, представленной
на экспертизу, исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения
землеустройства, о возможности ее утверждения и проведения землеустройства.
Отрицательное заключение может содержать
выводы о невозможности проведения землеустройства ввиду несоответствия
землеустроительной документации, представленной на экспертизу, исходным данным,
техническим условиям и требованиям проведения землеустройства, о необходимости
доработки (переработки) землеустроительной документации с учетом замечаний и
предложений экспертной комиссии и представления этой документации на повторную
экспертизу.
Таким образом, иные выводы Положением об
экспертизе не предусмотрены.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
22.09.2010