Вопрос: О
мероприятиях, направленных на повышение качества предоставляемых
государственных услуг; о нецелесообразности создания Единой государственной риелторской компании для выполнения вспомогательных функций
в сфере государственной регистрации прав и кадастрового учета.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 сентября 2010 г. N Д23-3905
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает.
В соответствии с Положением о Федеральной
службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр),
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N
457, функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним, а также по осуществлению государственного кадастрового учета
недвижимого имущества осуществляет Росреестр.
В настоящее время Росреестром
проводятся мероприятия по повышению качества предоставляемых государственных
услуг (в том числе установка системы "электронная очередь", веб-камер
с возможностью просмотра изображения через интернет-портал государственных
услуг, оказываемых Росреестром, внедрение
информационной системы предварительной подготовки данных (далее - ИС ППД)).
Федеральным законом
от 21.12.2009 N 334-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации" (далее - Закон о внесении изменений) внесены
изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", позволяющие
представлять заявление о государственной регистрации прав и иные документы,
необходимые для государственной регистрации прав, одновременно с заявлением о
государственном кадастровом учете без кадастрового паспорта земельного участка, что
также позволит сократить количество обращений в территориальные органы Росреестра.
Также в настоящее время в соответствии с
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная
кадастровая палата" (далее - ФГУ "ЗКП") по субъектам Российской
Федерации, подведомственные Росреестру, поэтапно
наделяются полномочиями органа кадастрового учета.
Кроме того, на базе этих учреждений
возможно предоставление широкого спектра дополнительных услуг гражданам, таких,
как консультирование, предварительная экспертиза и подготовка документов для
осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости, в том
числе в электронном виде с использованием ИС ППД, а также выдача аналитической
информации и др.
Следует также
отметить, что по инициативе органов исполнительной власти субъекта Российской
Федерации на территории региона возможно создание системы многофункциональных
центров, на базе которых в соответствии с соглашениями о взаимодействии,
заключаемыми высшим исполнительным органом государственной власти субъекта
Российской Федерации с соответствующими органами власти (территориальными
органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления),
осуществляется предоставление государственных и муниципальных услуг.
Начиная с
01.02.2010 действует Регламент дополнительного взаимодействия между Федеральной службой государственной регистрации,
кадастра и картографии и ФГУП "Ростехинвентаризация
- Федеральное БТИ" (далее - предприятие), согласно которому
территориальными органами Росреестра и ФГУ
"ЗКП" во взаимодействии с предприятием проводятся:
апробация решений, направленных на
развитие электронных услуг в сфере государственного кадастрового учета объектов
недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним;
мониторинг деятельности территориальных
органов Росреестра и ФГУ "ЗКП" в части
оценки эффективности их взаимодействия с заявителем при приеме документов,
необходимых для осуществления государственного кадастрового учета объектов
недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним, а также при запросе и получении сведений, внесенных в
государственный кадастр недвижимости;
мониторинг ситуации на территориях
субъектов Российской Федерации в части цен на кадастровые работы и выработка
предложений по повышению эффективности деятельности территориальных органов Росреестра и ФГУ "ЗКП", филиалов предприятия в
целях обеспечения снижения указанных цен;
другие мероприятия, направленные на
повышение качества государственных услуг.
На основании изложенного предложение о
создании Единой государственной риелторской компании
для выполнения вспомогательных функций в сфере государственной регистрации прав
и кадастрового учета, по мнению Минэкономразвития России, является
нецелесообразным.
Дополнительно отмечаем, что, учитывая
коммерческую составляющую деятельности Единой государственной риелторской компании, участие такой организации в
деятельности органа кадастрового учета и органа, осуществляющего
государственную регистрацию прав, приведет к созданию посреднической структуры,
что не предусмотрено действующим законодательством в сфере кадастрового учета и
государственной регистрации прав.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
В.А.ЯЦКИЙ
30.09.2010