Вопрос: Об уплате
земельного налога индивидуальным предпринимателем, а также о порядке разрешения
споров о результатах определения кадастровой стоимости земельных участков.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 октября 2010 г. N Д05-3509
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства совместно с Департаментом инвестиционной политики и
развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития
России и Минфином России рассмотрел обращение, связанное с уплатой земельного
налога, и сообщает.
В отношении обязанности расчета
земельного налога индивидуальным предпринимателем сообщаем следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного
налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными
участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389
Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования
или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании ст. 391 Кодекса налоговая
база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого
земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года,
являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики - индивидуальные
предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных
участков, используемых (предназначенных для использования) ими в
предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного
кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве
собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве
пожизненного наследуемого владения.
По результатам проведения государственной
кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков
предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти
(п. 14 ст. 396 Кодекса).
Налогоплательщики -
индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении
земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве
постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для
использования) в предпринимательской деятельности, по истечении отчетного
периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка,
если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.
Одновременно обращаем внимание на то, что
в соответствии с п. 1 ст. 138 Кодекса акты налоговых органов, действия или
бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый
орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий
налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на
одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не
предусмотрено ст. 101.2 Кодекса.
В отношении повышения земельного налога в
связи с увеличением кадастровой стоимости земельного участка отмечаем
следующее.
Обращаем внимание на то, что повышение
земельного налога должно иметь экономическое основание и не может быть произвольным
(п. 3 ст. 3 Кодекса). Кроме того, оно должно также учитывать фактическую
способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3 Кодекса).
Произвольное увеличение земельного налога нарушает права и законные интересы
налогоплательщиков и противоречит принципам законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах.
В связи с этим сообщаем, что
налогоплательщики, не согласные с результатами кадастровой оценки стоимости
земельных участков, могут обратиться в суд для урегулирования сложившейся
ситуации в судебном порядке (п. 12 Правил проведения государственной
кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила)).
Также отмечаем, что Федеральный закон от
29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) в новой редакции помимо судебного
порядка разрешения споров предусматривает также и внесудебный порядок
оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению
споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Порядок досудебного разрешения споров регламентирован ст. 24.19 Закона N
135-ФЗ.
Следует также
отметить, что в соответствии с п. п. 2 и 5 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007
N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случае
обнаружения органом кадастрового учета технической или кадастровой ошибки в
сведениях или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о
такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования
в сфере кадастровых отношений, указанные ошибки
подлежат исправлению на основании решения органа кадастрового учета либо на
основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении таких ошибок.
Если выявленная ошибка влияет на
характеристики земельного участка и влечет за собой необходимость пересмотра
его кадастровой стоимости, то в соответствии с п. 1 Правил оценщиком может быть
проведена оценка земельного участка.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным
дальнейшее урегулирование данного вопроса комиссией или в судебном порядке.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
07.10.2010