Вопрос: О
составлении экспертом-оценщиком заключения по вопросу определения рыночной
стоимости объекта в рамках судопроизводства; об осуществлении контроля и
надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 октября 2010 г. N Д06-3461
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение о
составлении заключения эксперта оценщиком в рамках судопроизводства и сообщает
следующее.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее - Положение о
Министерстве), Минэкономразвития России является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной
деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение
положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь
высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является
обязательным для правоприменителя.
1. Относительно просьбы рассматривать как
отчет об оценке раздел заключения эксперта, касающийся определения рыночной
стоимости, сообщаем.
В соответствии с Положением о
Министерстве в компетенцию Минэкономразвития России не входят полномочия о
признании заключения эксперта (раздела заключения эксперта) отчетом об оценке.
Дополнительно стоит отметить, что в
рамках гражданского, арбитражного и уголовного судопроизводства эксперт
привлекается в соответствии с положениями процессуального законодательства
Российской Федерации, а также Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О
государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"
(далее - Закон N 73-ФЗ). Задачей государственной судебно-экспертной
деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания,
лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств,
подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов,
требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
Согласно ст. 25 Закона N 73-ФЗ на основании проведенных исследований с учетом
их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное
заключение и подписывают его.
Согласно Федеральному закону от
29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) под профессиональной деятельностью,
направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной
стоимости, понимается оценочная деятельность. Закон N 135-ФЗ определяет
правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов
оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или
муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей
совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
По мнению Департамента, в случае
постановки перед экспертом вопроса по определению рыночной стоимости объекта
деятельность эксперта осуществляется в соответствии как с законодательством об
оценочной деятельности, так и с положениями процессуального законодательства
Российской Федерации и Законом N 73-ФЗ.
В соответствии со ст. 204
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 86 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации в заключении указываются
в том числе содержание и результаты исследований с указанием примененных
методик. Материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта, также
прилагаются к заключению и служат его составной частью.
Согласно ст. 25 Закона N 73-ФЗ эксперт
государственного судебно-экспертного учреждения в заключении также должен отразить
содержание и результаты исследований с указанием примененных методов и
приложить материалы, иллюстрирующие это заключение.
Таким образом, при постановке вопроса по
определению рыночной стоимости в рамках судопроизводства эксперт-оценщик, по
мнению Департамента, должен приложить к своему заключению отчет об оценке как
материал, иллюстрирующий это заключение. В свою очередь, отчет об оценке должен
соответствовать Закону N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки (Приказы
Минэкономразвития России от 20.07.2007 N N 254, 255,
256) и стандартам и правилам саморегулируемой организации оценщиков, членом
которой является оценщик.
В настоящее время отсутствует
законодательное закрепление возможности распространения положений ст. 24.3
Закона N 135-ФЗ на проверку заключения, составленного экспертом-оценщиком в
рамках судопроизводства. Однако саморегулируемые организации оценщиков в рамках
положений ст. 24.3 Закона об оценочной деятельности могут осуществлять проверку
отчета об оценке, в том числе составленного в рамках гражданского, арбитражного
и уголовного судопроизводства.
2. В ответ на просьбу рекомендовать
сделать профессиональную проверку выводов оценщика на соответствие федеральным
законам и стандартам сообщаем, что в рамках Закона N 135-ФЗ, в частности ст. 18,
предусмотрено несколько уровней регулирования оценочной деятельности:
государственное регулирование в части
надзора и нормативно-правового регулирования, осуществляемое федеральными
органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской
Федерации;
регулирование Национальным Советом по
оценочной деятельности в части разработки федеральных стандартов оценки;
регулирование саморегулируемыми
организациями оценщиков (далее - СРО оценщиков) в части разработки и
утверждения стандартов и правил оценочной деятельности.
Минэкономразвития России осуществляет
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере оценочной деятельности на основании Положения о
Министерстве.
В соответствии с Положением о Федеральной
службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестре),
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N
457, Росреестр является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору за деятельностью
саморегулируемых организаций оценщиков.
Согласно ст. 24.10
Закона N 135-ФЗ Национальный Совет по оценочной деятельности (далее -
Национальный Совет) образован в целях обеспечения общественных интересов,
формирования единых подходов к осуществлению оценочной деятельности, выработки
единой позиции оценщиков по вопросам регулирования их деятельности, координации
деятельности саморегулируемых организаций оценщиков, а также в целях
взаимодействия СРО оценщиков с органами государственной власти, местного
самоуправления и потребителями услуг в области оценочной деятельности.
В свою очередь, саморегулируемыми
организациями оценщиков осуществляется регулирование оценочной деятельности в
части разработки и утверждения стандартов и правил оценочной деятельности (ст.
20 Закона N 135-ФЗ). Также следует отметить, что СРО оценщиков контролируют
осуществление своими членами - оценщиками оценочной деятельности (ст. ст. 24.3
и 24.4 Закона N 135-ФЗ).
Таким образом, учитывая изложенное,
Минэкономразвития России не обладает контрольными или надзорными функциями и,
соответственно, не вправе принимать какие-либо меры в отношении СРО оценщиков.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
08.10.2010