Вопрос: О
применении мер по предупреждению банкротства страховой организации и о подаче заявления о признании ее банкротом в связи с вступлением в
силу Федерального закона от 22.04.2010 N 65-ФЗ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 октября 2010 г. N Д06-3489
Департамент
корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент)
рассмотрел обращение по вопросам, связанным с применением мер по предупреждению
банкротства страховой организации и подачей заявления о признании ее банкротом
в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.04.2010 N 65-ФЗ "О
внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового
дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской
Федерации", и в пределах своей
компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере несостоятельности
(банкротства) и финансового оздоровления организаций.
В компетенцию Минэкономразвития России не
входит разъяснение законодательства Российской Федерации.
В связи с этим Департамент вправе лишь
высказать свое мнение, которое не является обязательным для правоприменителей.
В соответствии с п. 1 ст. 184.1
Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) под отказом в удовлетворении
требований кредиторов по денежным обязательствам, предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 183.2 Закона о банкротстве, для страховых
организаций понимается в том числе неисполнение или
ненадлежащее исполнение в срок, установленный федеральным законом или договором
страхования, обязанности по осуществлению страховой выплаты или выплаты
страховой суммы либо неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной
обязанности, установленной вступившим в законную силу судебным актом.
Таким образом, основанием для применения
мер по предупреждению банкротства согласно п. 1 ст. 184.1 Закона о банкротстве
является неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по осуществлению
страховой выплаты или выплаты страховой суммы. Соответственно, заявление
страховой организацией отказа в выплате страхового возмещения при наличии
оснований для его выплаты, по мнению Департамента, является основанием для
применения мер по предупреждению банкротства.
В соответствии со
ст. 184.2 Закона о банкротстве при определении признаков банкротства страховой
организации в отношении обязанности страховой организации, связанной с осуществлением
страховой выплаты, принимается во внимание установленная федеральным законом
или договором страхования либо вступившим в законную силу судебным актом
обязанность по осуществлению страховой выплаты, а также выплаты части страховой
премии в связи с досрочным прекращением договора страхования. Таким образом, отказ в выплате страхового возмещения при наличии
оснований для его выплаты может являться основанием для признания страховой
организации банкротом.
В связи с этим обращаем внимание на то,
что, если отказ в выплате страхового возмещения признан судом необоснованным,
данное обстоятельство будет являться основанием для осуществления страховой
организацией соответствующей выплаты страхового возмещения, неуплата которой
может являться основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве
страховой организации.
При этом, по мнению Департамента,
рассмотрение вопроса об обоснованности отказа в выплате страхового возмещения
может быть осуществлено в том числе и в ходе
рассмотрения обоснованности поданного кредитором заявления о банкротстве.
Необходимо отметить, что рассмотрение обоснованности заявления о признании
страховой организации банкротом производится в порядке ст. 48 Закона о
банкротстве. По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании
должника банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений:
о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;
об отказе во введении наблюдения и
оставлении такого заявления без рассмотрения;
об отказе во введении наблюдения и о
прекращении производства по делу о банкротстве.
Так, согласно п. 3 ст. 48 Закона о
банкротстве определение об отказе во введении
наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве выносится
арбитражным судом при отсутствии заявлений иных кредиторов о признании должника
банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по проверке
обоснованности заявления о признании должника банкротом требование лица,
обратившегося с этим заявлением, удовлетворено или требование кредитора
признано необоснованным либо установлено отсутствие на дату подачи этого
заявления хотя бы одного из условий, предусмотренных ст. ст. 8, 9 или п. 2 ст.
33 Закона о банкротстве (п. 3 ст. 183.16 Закона о банкротстве для финансовых
организаций).
По мнению Департамента, требование
кредитора может быть признано арбитражным судом необоснованным, если между
заявителем и должником существует спор, который может быть рассмотрен только в
рамках искового производства.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
12.10.2010